Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Руденко Ф.Г, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джумук М.С. к МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосии Республики Крым" о признании недействительным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, по кассационной жалобе Джумук М.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Джумук М.С. обратился в суд с иском к МКУ Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосии Республики Крым. В обоснование исковых требований указано, что 30.06.2021 года истец обратился в МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым" с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет на несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. К заявлению были приложены все документы, подтверждающие право на получение пособия и необходимые для его назначения, однако решением от 30.07.2021 года Департамент отказал истцу в назначении пособия. Отказ мотивирован нахождением в собственности или владении малоимущей семьи недвижимого имущества.
На основании изложенного, а также уточнив исковые требования, Джумук М.С. просил суд признать незаконным решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, о возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет на детей ФИО3, ФИО1 и осуществить расчет выплат за период, определенный пунктом 2 Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года исковые требования Джумук М.С. удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил решение МКУ "Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым", обязал ответчика назначить Джумук М.С. ежемесячную денежную выплату на детей ФИО3, ФИО1 с 01 июня 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Джумук М.С. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Джумук М.С, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятого по гражданскому делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что общая обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи составляет 21, 37 кв.м. ошибочен, поскольку истец и члены его семьи обладают правами на жилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности и обеспеченность жилой площадью составляет по 15, 4 кв.м. на каждого члена семьи.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, семья Джумук М.С. состоит из пяти человек: заявитель, его жена - Джумук М.Г, дети - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Родителям выдано удостоверение многодетной семьи N на получения льгот, предусмотренных действующим законодательством для многодетных семей.
Для получения ежемесячной денежной выплаты на детей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N, Джумук М.С. 16.06.2021 года обратился в Департамент с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и на ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Феодосии Республики Крым было принято Решение, изложенное в Протоколе заседания комиссии от 15 июля 2021 года, об отказе Джумук М.С. в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с наличием в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого имущества. Пункт правил, который предусматривал данное основание для отказа в назначении выплаты ответчик в своем решении не указал.
Свой отказ ответчик обосновывал тем, что был произведен расчет суммарной площади жилых помещений, которая составила более 18 кв.м. на одного члена семьи.
Согласно данным ЕГРН Джумук М.С. является собственником жилых помещений:
-квартира N N, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 65, 0 кв.м. (1/2 доля в праве собственности);
- квартира N N, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 29, 6 кв.м. (1/4 доля в праве собственности);
-квартира N N литера " N", расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 59, 0 кв.м, (общая совместная собственность).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым от 06.04.2020 N 53- ЗРК/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", положениями Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения, утв. Постановления Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 253, для расчета суммарной площади жилых помещений установив, что по результатам расчета суммарной площади жилых помещений на одного члена семьи, состоящей из пяти человек, общая площадь на одного члена семьи истца на момент обращения в Департамент составляла 15, 37 кв.м, пришел к выводу о наличии у Джумук М.С. права на предоставление государственной социальной помощи, в связи с чем посчитал возможным отменить решение МКУ "Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии Республики Крым" от 30 июля 2021 года, возложив обязанность на ответчика назначить выплату на детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения с 01 июня 2021 года включительно, при этом отказав в признании решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями статей 219, 223, 247, 253 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитал, что каждый из участников совместной либо долевой собственности владеет всем объектом недвижимости, а не какой-то его долей (частью). При этом ни Закон Республики Крым от 06.04.2020 N 53- ЗРК/2020 "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", ни Постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года N 253 "Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения" не предусматривают расчет суммарной площади жилых помещений исходя из площади квартиры, которая пропорциональна долям заявителя в праве собственности на жилые помещения.
Рассчитывая суммарную площадь объектов недвижимости, судебная коллегия, исходя из площади жилых помещений, указанных в сведениях из ЕГРП, а также учитывая, что во владении семьи Джумук М.С. находятся три квартиры площадью 153, 6 кв.м. (65, 0 +29, 6 + 59, 0), где суммарная площадь на одного члена семьи составляет 30, 72 кв.м. (153, 6 кв.м. : 5чел.), и, соответственно, превышает установленные Порядком N253 - 18 кв.м, пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Департамента от 15 июля 2021 года и, соответственно, назначения ежемесячной денежной выплаты на детей ФИО3, ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, и они выразились в следующем.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и в целях повышения доходов, нуждающихся в социальной поддержке семей, имеющих детей, Государственным Советом Республики Крым 6 апреля 2020 принят Закон Республики Крым "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" N 53-3PK (далее - Закон N 53-ЗРК).
Согласно ст. 2 Закона N 53-ЗРК право на ежемесячную выплату имеет один из родителей (законный представитель ребенка) на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно при условии, что размер среднедушевого дохода семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 53-ЗРК (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в орган труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства (пребывания) в Республике Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 г. N 253 утвержден Порядок определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка право на ежемесячную выплату имеет один из родителей (законный представитель ребенка) на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым на дату обращения за назначением указанной выплаты.
Ежемесячная выплата предоставляется независимо от наличия права на иные виды государственных пособий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Крым гражданам, имеющим детей.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Согласно п. 4 Порядка для назначения ежемесячной выплаты заявителем в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) в Республике Крым подается заявление по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
В соответствии с п. п. 23 п. 8 Порядка одновременно с заявлением заявителем представляются документы (сведения) о наличии в собственности у заявителя и членов его семьи зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", зданий с назначением "жилой дом", земельных участков, предоставленных уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования в рамках социальной поддержки многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с законодательством Республики Крым, а также земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. п. 4 п. 17 Порядка основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи:
-2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения: 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трех и более человек, в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части отдельного изолированного жилого помещения в квартире), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
-2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь произведения которых не превышает 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", переданного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части отдельного изолированного жилого помещения в квартире), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
-2 и более зданий с назначением "садовый дом";
-2 и более зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений (за исключением хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках, а также объектов недвижимого имущества, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, объектов недвижимого имущества, являющихся имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества);
-2 и более объектов недвижимого имущества, предназначенных для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания транспортных средств (гараж, машино-место) (3 и более таких объектов недвижимого имущества - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым выдано автотранспортное или мототранспортное средство в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования);
-земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0, 25 гектара или 1, 0 гектара для территории сельских поселений или межселенных территорий (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (п.п. 1- 3 статьи 244 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений).
По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц (п.5 ст.244 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 245 Гражданского кодекса РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (пункт 1).
Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (пункт 2).
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как следует из материалов дела, квартира N N, расположенная по адресу: "адрес", лит.А, общей площадью 59, 0 кв.м. была передана в общую совместную собственность Джумук Е.В. (мать истца по настоящему делу), Джумук С.Ф, Джумук О.С. (сестры истца по настоящему делу), Думук М.С. (истца по настоящему делу) на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от 09 сентября 1993г. (л.д.54-55).
В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.
Государственная регистрация права совместной собственности произведена 19 октября 2005 года N регистрации права N (л.д.53).
Поскольку каких-либо сведений о том, что договор о передаче квартиры в собственность граждан от 09 сентября 1993г. был расторгнут либо признан недействительным, как и того, что лица, которым вышеуказанный объект недвижимого имущества был предоставлен на основании данного договора - Джумук Е.В, Джумук С.Ф, Джумук О.С, Джумук М.С. заключили соглашение об определении их долей в указанной квартире иным образом, суду не представлено, их доли в силу ст.ст.244, 245 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", признаются равными. Соответственно, на каждого участника общей собственности (включая Джумук М.С.) приходится по 1/4 доле в праве на данное жилое помещение.
Между тем, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об отказе в удовлетворении заявленных Джумук М.С. требований, суд апелляционной инстанции, указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также приведенные выше нормы материального права применил неверно, что привело к принятию судебного постановления, не отвечающего требованиям законности и обоснованности, установленным статьей 195 ГПК РФ.
В связи с чем, выводы суда апелляционной инстанции о том, что каждый из участников совместной либо долевой собственности владеет всем объектом недвижимости, а не какой-то его долей (частью), и как следствие, произведенный расчет суммарной площади помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение" на одного члена семьи в семье из трех и более человек, являются ошибочными.
Допущенные нарушения норм права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2022 года не может быть признано законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 мая 2022 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.