Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора "адрес", действующего в интересах ФИО1, к администрации "адрес", Министерству труда и социального развития "адрес", Министерству финансов "адрес" о финансировании в целях приобретения жилого помещения, и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по кассационным жалобам представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО5, представителя ответчика Министерства финансов "адрес" по доверенности ФИО6 на решение Центрального районного суда "адрес" края от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от 20 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, выслушав представителей Министерства труда и социального развития "адрес", Министерства финансов "адрес", прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности прокурора "адрес", действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации "адрес", Министерству труда и социального развития "адрес", Министерству финансов "адрес" об обязании Министерство финансов "адрес" произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании министерство труда и социального развития края предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязании администрацию "адрес" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, принят на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако в нарушение требований законодательства до настоящего времени жильем не обеспечен.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. На министерство финансов "адрес" возложена обязанность произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и с техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На министерство труда и социального развития "адрес" возложена обязанность предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика администрации "адрес" ФИО5 просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что спор должен был быть разрешен в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в порядке очередности. Предоставление жилого помещения возможно по мере выделения денежных средств, в установленные сроки решение суда является неисполнимым. Предоставление жилых помещений осуществляется при наличии согласия сироты на их получение путем издания постановления и подписания договора специализированного найма. Срок подготовки согласования и подписания документов занимает порядка 3 месяцев. Предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в строго определенных случаях является государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В кассационной жалобе представитель ответчика Министерства финансов "адрес" ФИО6 просит отменить судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что распределение субвенций местным бюджетам субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете, в частности "адрес" от 22 декабря 2021 года N 4616-КЗ "О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". При определении объема субвенций муниципальным образованиям "адрес" не учитываются показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по каждому муниципальному образованию "адрес", в связи с чем выводы судов о недостаточности финансирования являются незаконными и необоснованными. Увеличение субвенции только муниципальному образованию городской округ город-курорт Сочи неправомерно, противоречит принципу равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Министерство финансов не уполномочено самостоятельно без предоставления всех необходимых документов планировать объемы финансирования мероприятий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда. Решение суда в части обязании министерства произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения для ФИО1 является необоснованным, в Российской Федерации отсутствует какой-либо закон или иной нормативно-правовой акт, устанавливающий такую обязанность. Выводы судов противоречат сложившейся судебной практике.
От представителя ответчика Министерства финансов "адрес" ФИО6 также поступили возражения на кассационную жалобу администрации "адрес", в которых ответчик просит жалобы удовлетворить, отменить судебные постановления.
В суд от прокуратуры "адрес" поступило возражение, в котором заместитель прокурора края - прокурор "адрес" ФИО7 просит оставить кассационные жалобы ответчиков без удовлетворения, судебные постановления - без изменения, так как они являются законными и обоснованными.
В судебное заседание явились представители Министерства труда и социального развития "адрес" ФИО8, Министерства финансов "адрес" ФИО9, которые просили удовлетворить кассационные жалобы в полном объеме.
Также в судебное заседание явилась прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю, которая возражала против удовлетворения кассационных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать лишена родительских прав, сведения об отце внесены со слов матери.
Опекуном ФИО1 назначена ФИО10, которая является собственником домовладения N по "адрес" в "адрес", где зарегистрирован ФИО1
Собственником и нанимателем жилого помещения ФИО1 не является.
На основании приказа министерства труда и социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент обращения прокурора в суд ФИО1 состоит в указанном списке, однако жилья, пригодного для проживания, не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения и в настоящее время не обеспечен каким-либо жильем.
Стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя обязательств в отношении ФИО1 по обеспечению жильем представлено не было
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как верно указали суды нижестоящих инстанций, базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные по содержанию нормы права содержатся в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", которым закреплено, что решение о предоставлении гражданам жилых помещений относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Финансовое обеспечение в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития "адрес". Главным распорядителем денежных средств, для приобретения жилья указанной категории граждан, является Министерство труда и социального развития края, финансовое обеспечение указанных полномочий возложено на Министерство финансов края.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", исходил из того, что ФИО11 относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ему не предоставлено, необеспечение ФИО11 жилым помещением нарушает его конституционное право на предоставление жилья.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права установлено не было.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится ФИО1, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка, однако закон не связывает предоставление жилого помещения с очередностью лица в указанном списке, а также наличием финансирования и иными организационными вопросами.
При этом, как верно указала судебная коллегия апелляционного суда, решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право ФИО1 на предоставление ему жилого помещения связано исключительно с наличием условий, установленных действующим законодательством, которые в данном случае имеются, во взаимосвязи с тем, что материалами дела установлен факт выделения муниципальному образования город-курорт Сочи в период с 2016 по 2021 годы субвенции для приобретения данной категории лиц жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы администрации "адрес" об отсутствии финансовых ресурсов и предоставлении жилых помещений за счет субвенций, которые не были выделены в достаточном объеме, свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона, что противоречит прямо установленной данной нормой обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне зависимости от порядка, наличия и размера финансирования.
Кассаторы ссылаются на неисполнимость решения суда, тогда как суды нижестоящих инстанций приняли во внимание задачи и полномочия Министерство труда и социального развития края, Министерства финансов "адрес", в том числе по финансированию делегированных администрации "адрес" полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам, а также по организации в установленном порядке исполнения судебных актов.
В оспариваемых судебных постановлениях правомерно указано на то, что при разрешении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции администрация "адрес", Министерство финансов края и Министерство труда и социального развития края, т.к. органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления. Именно указанные органы и должны совершить совокупность действий по обеспечению истца жилым помещением.
Указание Министерства финансов России на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельно, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Отклонению также подлежит довод администрации "адрес" о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства, на том основании, что требования прокурора вытекают из обязанности ответчиков по предоставлению ФИО1 жилого помещения, которые подлежат рассмотрению в порядке искового производства, поскольку не связаны с оспариванием действий (бездействий) органов государственной власти.
Доводы кассационных жалоб в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО5, представителя ответчика Министерства финансов Краснодарского края по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.