Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Губарева С.А., рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты и медицинские изделия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя ФИО2 - ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 12 мая 2022 года и апелляционное определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты и медицинские изделия, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства 2-й группы бессрочно по заболеванию "Сахарный диабет 1 типа".
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 октября 2020 года по делу N установлено право истца на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.
ФИО2 предъявил предоставленные ему рецептурные бланки для получения указанных препаратов и изделий в аптечное учреждение, однако препараты были отпущены с нарушением срока, установленного пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, в связи с чем он был вынужден приобрести необходимые лекарства за свой счет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО2 просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Краснодарского края в свою пользу денежную компенсацию понесенных им расходов на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов в размере 23 565, 40 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 12 мая 2022 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, с Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу истца взысканы денежные средства в счет компенсации за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в размере 23 565, 40 руб. В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Апелляционным определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2022 года решение мирового судьи от 12 мая 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО2 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФИО2 - ФИО1 просит данные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве оснований для отмены заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2, является инвалидом с детства 2 группы бессрочно, что подтверждается справкой, выданной филиалом N 5 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" серии МСЭ- "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 октября 2020 года по делу N установлено право истца на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.
ФИО2 выданы рецептурные бланки для бесплатного получения указанных изделий и препаратов, а именно: ДД.ММ.ГГГГ - рецепт серии N на получение тест-полосок д/глюкометра Контур ТС N в количестве 11 упаковок; ДД.ММ.ГГГГ - рецепт серии N на получение 2 упаковок лекарственного аппарата " "данные изъяты"" (витамин Д); ДД.ММ.ГГГГ - рецепт серии 03-22-06 N на получение инсулина в количестве 6, 6 упаковок.
Согласно отчета об обслуживании указанных бланков, предъявленных истцом в аптечное учреждение, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ имеет статус "заказан", по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ инсулин отпущен в количестве 6, 6 упаковок ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N.
Поскольку истец вовремя не был обеспечен необходимыми препаратами, он был вынужден приобрести указанные лекарства самостоятельно, затратив денежные средства в общей сумме 23 565, 40 руб, что подтверждается соответствующими чеками.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части взыскания денежной компенсации понесенных истцом расходов на самостоятельное приобретение медицинских изделий, суд первой инстанции исходил из того, что факт несвоевременного обеспечения истца необходимыми лекарственными средствами нашел свое подтверждение.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему физических и нравственных страданий по вине ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами мирового судьи.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит ошибочным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная "данные изъяты", право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании п.1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Анализ приведенных положений закона указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия (бездействие) причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями (бездействием) и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий. Наличие вины причинителя вреда необязательно в случаях, установленных законом.
По делам о компенсации морального вреда истец должен доказать причинение вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями, размер компенсации вреда.
Исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что как предоставление лекарственных средств и медицинских изделий, так и компенсация за их самостоятельное приобретение направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Несвоевременное обеспечение медицинскими препаратами повлияло на качество жизни истца, что очевидно причинило ему нравственные страдания.
В связи с этим нельзя признать правомерными выводы судов о том, что ФИО2 не представлено доказательств того, что в результате виновных действий (бездействия) ответчика истцу были причинены нравственные или физические страдания, нарушены принадлежащие ему нематериальные блага, или личные неимущественные права и интересы.
При таких данных обжалуемое апелляционное определение в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе во взыскании компенсации морального вреда нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 сентября 2022 года отменить в части оставления без изменения решения мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 12 мая 2022 года об отказе в удовлетворении требований ФИО2 о взыскании компенсации морального вреда, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.