Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каминской Л.К. к Отделению Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ранее Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю) на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю Сувировой Е.А, представителя истца Карманова А.Ю, судебная коллегия
установила:
Каминской Л.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором, с учетом уточненных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 13.03.1992 г. по 31.08.1994 г. в должности учителя начальных классов в Средней школе N 1 Ганцевичского РАЙОНО Республики Беларусь (2 года 5 месяцев 18 дней); с 15.09.1998 г. по 12.08.2017 г. в должности учителя начальных классов Жемчужненской средней школы г. Барановичи Республики Беларусь (18 лет 10 месяцев 28 дней); с 04.09.2017 г. по 30.08.2019 г. в должности учителя начальных классов в гимназии "Лидер" г. Краснодара (2 года 2 месяца 12 дней); обязать ответчика назначить Каминской Л.К. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсию с даты возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 11.07.2022 г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы Каминской Л.К. с 13.03.1992 г. по 31.08.1994 г. в должности учителя начальных классов в Средней школе N 1 Ганцевичского РАЙОНО Республики Беларусь (2 года 5 месяцев 18 дней), с 15.09.1998 г. по 12.08.2017 г. в должности учителя начальных классов Жемчужненской средней школы г. Барановичи Республики Беларусь (18 лет 10 месяцев 28 дней), с 04.09.2017 г. по 30.08.2019 г. в должности учителя начальных классов в гимназии "Лидер" г. Краснодара (2 года 2 месяца 12 дней), а также обязал ответчика назначить истице страховую пенсию по старости с 24.07.2021 г, то есть с даты возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года решение районного суда отменено в части удовлетворения требований Каминской Л.К. о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.07.1993 г. по 31.08.1993 г.
В указанной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении требований Каминской Л.К. о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 июля 2022 года изменено в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю назначить Каминской Л.К. страховую пенсию по старости с 24.07.2021 г, на пенсионный орган возложена обязанность назначить Каминской Л.К. страховую пенсию по старости с даты возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.
В остальной части решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 июля 2022 гола оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю просит отменить вышеуказанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорные периоды работы, протекавшие на территории Республики Беларусь не могут быть включены в подсчет специального стажа.
Представителем ответчика в судебном заседании суда кассационной инстанции подано ходатайство об изменении наименования ответчика в соответствии с постановлением Правления ПФР от 12.12.2022 года, согласно которому Государственное учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю за которым сохраняются обязанности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ их территориальных органов и подведомственных учреждений.
Истец, надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась доверила представление своих интересов Карманову А.Ю.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Учитывая надлежащее извещение истца, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ранее Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю) Сувирову Е.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца Карманова А.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего судебные акты в части удовлетворенных исковых требований законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра постановления суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Каминская Л.К. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Решением УПФР по Краснодарскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении пенсии на основании того, что отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет.
Пенсионным органом исключены из специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды работы на территории Республики Беларусь, имевшие место после ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; и в АНОО гимназия "Лидер" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о включении в педагогический стаж истца спорные периоды работы.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции, установив, что при вынесении обжалуемого решения, судом первой инстанции в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости Каминской Л.К, был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в средней школе N 1 Ганцевичского РАЙОНО Республики Беларусь в котором истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, пришел к выводу, что судом первой инстанции период нахождения Каминской Л.К. в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно включен в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции как с соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление N 665).
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 (далее Список N 463), с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Так, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Пунктом 4 статьи 7 Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 г, которое вступило в законную силу с 01.01.2021 г, действительно предусмотрено, что при определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях.
Вместе с тем ст. 12 Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 г. предусмотрены переходные положения, согласно которым назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 г. в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019 г. в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением ЕАЭС от 20.12.2019 г. о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Согласно пункту 4 статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения" от 24.01.2006 г. предусмотрено, что при определении права на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет (в Российской Федерации - досрочную трудовую пенсию по старости) учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях и в соответствии с законодательством договаривающихся сторон на аналогичных условиях, работах, в профессиях, должностях, учреждениях (организациях), кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Поскольку спорные периоды работы Каминской Л.К. на территории Республики Беларусь имели место до 1 января 2021 г, судами первой и апелляционной инстанции указанные спорные периоды работы (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.07.1993 г. по 31.08.1993 г.) правомерно включены в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы ответчика о незаконном включении периода с 04.09.2017 г. по 30.08.2019 г. в должности учителя начальных классов в гимназии "Лидер" г. Краснодара, являются несостоятельными, ввиду следующего.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Федеральном законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г, в части 1 статьи 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений образовательная организация, в том числе автономная некоммерческая организация гимназия "Лидер" в г.Краснодаре, является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, в том числе в форме учреждения, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.08.2018 г. N50-КГ18-13.
Кроме того, в соответствии с приказом Минтруда от 24.09.2015 N 661 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных учреждениях", изданном в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости могут быть включены периоды работы не только в образовательных учреждениях, но и в образовательных организациях.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1. раздела "наименование учреждений" предусмотрена "гимназия".
При таких обстоятельствах, период работы истицы с 04.09.2017 г. по 30.08.2019 г. в должности учителя начальных классов в гимназии "Лидер" г. Краснодара также правомерно включен судом первой инстанции в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Доводы об отсутствии у истца ИПК на момент обращения за назначением пенсии, с учетом указанных периодов также не могут быть приняты во внимание, поскольку судами установлено, что Каминская Л.К. до настоящего времени осуществляет работу связанную с педагогической деятельностью, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о назначении ей пенсии с момента возникновения на нее права позволяет назначить ей пенсию при наличии необходимого ИПК.
Таким образом, выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
В силу части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны её преемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Исходя из смысла названной нормы закона, процессуальное правопреемство переходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
В соответствии с постановлением Правления ПФР от 12.12.2022 года, согласно которому Государственное учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю за которым сохраняются обязанности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ их территориальных органов и подведомственных учреждений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит ходатайство представителя ответчика о его переименовании подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
произвести замену ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ранее Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Краснодарскому краю) - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.