Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Думушкиной В.М, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Чокан Евгению Викторовичу, администрации города Ялта Республики Крым о признании недействительными договора купли-продажи земельного участка и государственного акта, прекращении права собственности, истребовании имущества из чужого незаконного владения, понуждении возвратить земельный участок, по кассационной жалобе Чокан Евгения Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения прокурора Пономаревой П.Г, возражавшей против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым обратился в суд с иском к Стецив А.П, Чокан Е.В, администрации г. Ялты Республики Крым о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного 04.05.2012 г. между Стецив А.П. и Чокан Е.В.; признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯК N 316810, выданного 01.06.2012 г. на имя Чокан Е.В.; прекращении права собственности Чокан Е.В. на земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N (ранее присвоенный 0111948100:07:001:0019); истребовании данного земельного участка в собственность Республики Крым; обязании Чокан Е.В. вернуть земельный участок в собственность Республики Крым.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка законности предоставления в частную собственность Стецив А.П. земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" пл. 0, 03 га. В ходе проверки установлено, что в собственности Республики Крым находится земельный участок площадью 117, 72 га, ранее переданный в постоянное пользование совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования от 06.12.1999 г..серии N в соответствии с решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов г..Ялта Автономной Республики Крым от 29.04.1998 N 72. Право собственности Республики Крым на имущество ГП "Ливадия" возникло со дня принятия постановления Государственным Советом Республики Крым от 17.03.2014 г..N 1745-6/14 "О независимости Крым" и, соответственно, прекратилось у прежнего правообладателя. На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 г..N 1175-р между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП "Производственноаграрное объединение "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации заключен договор аренды имущественных комплексов ГП "Ливадия". Согласно данному договору арендатор ФГУП "ПАО Массандра" имеет приоритетное право на аренду земельных участков, на которых размещено имущество предприятия. В ходе проверки использования земельных участков, закрепленных за ФГУП "ПАО Массандра", установлено расположение в них земельного участка площадью 0, 03 га с кадастровым номером N, выделенного Стецив А.П. Между тем, землепользователь ГП "Ливадия" добровольно не отказывалось от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, что обусловило необходимость истребовать спорный земельный участок из чужого незаконного владения ответчика.
Контуры окружных границ земельного участка совхоза-завода "Ливадия" площадью 117, 72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным ГП "Крымский институт землеустройства". Из схемы, подготовленной кадастровым инженером Ерамовым А.В, следует, что земельный участок, переданный в собственность Стецив А.П. и принадлежащий в настоящее время на основании договора купли-продажи от 04.05.2012 г..на праве собственности Чокан Е.В. площадью 300 кв.м, с кадастровым номером N, расположен в контуре окружной границы земельного участка площадью 170, 20 га, в границах которого расположен земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользования землей от 06.12.1999 г..серии N, и земельный участок площадью 52, 48 га сторонних (внутренних) землепользователей. Наложение земельных участков могло возникнуть в результате изъятия части земель из пользования совхоза-завода "Ливадия" в период с 1999 г..по 2013 г..
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31.03.2020 г. производство по настоящему делу по исковым требованиям к Стецив А.П. прекращено в связи со смертью ответчика на основании абз. 7 ст. 220 ГПК РФ.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.05.2021 г. в удовлетворении требований иска отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16.08.2022 г. решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.05.2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым в интересах субъекта Российской Федерации - Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым удовлетворены - признан недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок серии N, выданный 01.06.2012 г.; прекращено право собственности Чокан Е.В. на земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N (ранее присвоенный N); земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N (ранее присвоенный N) истребован в собственность Республики Крым; на Чокан Е.В. возложена обязанность вернуть земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N (ранее присвоенный N) в собственность Республики Крым.
Чокан Е.В. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленного по делу апелляционного определения ввиду существенного нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции судебного акта об оставлении без изменения решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 17.05.2021 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Прокурор Пономарева П.Г. в ходе судебного заседания просила суд кассационной инстанции оставить без изменения постановленное по делу апелляционное определение и отказать в удовлетворении требований кассационной жалобы.
Иные участники в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные Чокан Е.В. в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового совета от 29.04.1998 г. N 72 совхозу-заводу "Ливадия" 06.12.1999 г. был выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей серии N в отношении земельного участка площадью 117, 72 га, расположенного в г. Ялта, пгт. Ливадия, для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарегистрированный в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N 11.
Согласно государственному акту, выданному ГП "Ливадия", общая площадь земель в границах плана составляет 170, 20 га, площадь земель, закрепленная за ГП "Ливадия" - 117, 72 га, посторонние землепользователя - 52, 48 га, в том числе: Управление автомобильных дорог N 1 - 3, 76 га; ДЭУ Горкомхоза - 0, 40 га; пансионат "Донбасс" - 1, 34 га; Ялтинский грузовой порт - 2, 20 га; земли Массандровского поссовета - 42, 34 га; станция техобслуживания (автомойка) - 0, 30 га; Ялтинская нефтебаза - 0, 57 га; ООО "Айлан-плюс" - 0, 06 га; Садовое товарищество "Меркурий" - 0, 73 га; Жилищно-строительный кооператив "Серсиаль" - 0, 78 га.
Контуры окружных границ земельного участка совхоза-завода "Ливадия" площадью 117, 72 га подтверждаются Техническим отчетом по изготовлению государственного акта на право постоянного пользования, разработанным в 1999 г. ГП "Крымский институт землеустройства".
Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26.12.2005 г. N 757 "О переименовании государственных предприятий", ГП совхоз-завод "Ливадия" было переименовано в ГП "Ливадия", которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода "Ливадия", на добровольных началах входило в состав Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18.03.2014 г. в соответствии с Конституцией РФ и ст. 4 ФКЗ РФ от 17.12.2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2-1 указанного Закона право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 г. на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Таким образом, земельный участок, ранее предоставленный совхозу- заводу "Ливадия" в постоянное бессрочное пользование, находится в собственности Республики Крым.
Согласно указу Главы Республики Крым от 03.09.2014 г. N 242-У Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Республики Крым.
Основными задачами Минимущества являются защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества, в том числе земель и земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (п. п. 2.6, 2.8 Положения о Минимуществе, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2016 г.).
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 г. N 1175-р "О вопросах управления имуществом Республики Крым", приказа Минимущества от 25.11.2014 г. N 193 "О передаче в аренду имущественного комплекса Государственного концерна "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра", ФГУП "ПАО "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГУП "ПАО "Массандра" 18.02.2015 г. заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия "Ливадия".
14.10.2009 г. Массандровским поселковым советом принято решение N 15, в соответствии с п. 73 которого Стецив А.П. утверждены материалы выбора земельного участка и дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ориентировочной площадью 0, 0300 га по адресу: "адрес".
Решением 42-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 14.10.2010 г. N 2 (п. 1.12) утвержден проект отвода и передан в собственность Стецив А.П. земельный участок площадью 0, 0300 га (кадастровый N) из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, не переданных в собственность и не предоставленных в постоянное пользование в границах населенного пункта (строка 12.3 шифр 96 формы 6- зем), для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (код УКЦИЗ - 1.8 - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного гаражного и дачного строительства) по адресу: "адрес", земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
04.05.2012 г. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи, реестр N 669, заключенного между Стецив А.П. (продавец) и Чокан Е.В. (покупатель), последним приобретен вышеуказанный земельный участок, на его имя выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии N от 01.06.2012 г.
30.08.2016 г. указанный земельный участок площадью 300 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а 26.07.2018 г. произведена государственная регистрация права собственности Чокан Е.В.
Обращаясь в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований заместителем прокурора г. Ялты указано, что принадлежащий Чокан Е.В. земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах земельного участка, ранее находившегося в постоянном пользовании совхоза-завода "Ливадия".
Ссылаясь на то, что землепользователь ГП "Ливадия" добровольно не отказывался от находящихся в его пользовании особо ценных земель, а Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и Верховная Рада Украины не давали своего согласия на их изъятие из государственной собственности, истец просит истребовать спорный земельный участок из незаконного владения ответчика.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 09.02.2021 г. N 071, выполненной ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита", установить, имеется ли наложение границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, на земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование совхозу-заводу "Ливадия" на основании государственного акта на право пользования землей серии N от 06.12.1999 г, не представляется возможным, поскольку координаты указанного земельного участка не устанавливались, отсутствуют.
Не опровергает также выводы судебной экспертизы схема, подготовленная кадастровым инженером Ерамовым А.В, на которую истец ссылается в обоснование заявленных требований, поскольку не содержит сведений, на основании которых кадастровым инженером сделан вывод о наложении земельных участков.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности факта принадлежности совхозу-заводу "Ливадия" спорного земельного участка и, соответственно, факта незаконности выбытия этого земельного участка из государственной собственности Украины и наличия у Республики Крым прав на этот земельный участок.
По изложенным основаниям суд перовой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, заключенного 04.05.2012 г. между Стецив А.П. и Чокан Е.В.; признании недействительным государственного акта о праве собственности на земельный участок серии N, выданного 01.06.2012 г. на имя Чокан Е.В, удовлетворены быть не могут.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прокурором пропущен срок исковой давности обращения с заявленными исковыми требованиями.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что 06.12.1999 г. совхозу-заводу "Ливадия" на основании решения исполнительного комитета Массандровского поселкового совета N 72 от 29.04.1998 г. выдан Государственный акт на право постоянного пользования землей (серии N) в отношении земельного участка площадью 117, 72 га, в границах согласно плану землепользования, для ведения товарного сельско-хозяйственного производства, который зарегистрирован в Книге записей актов на право постоянного пользования землей за N 11.
Согласно Государственному акту и техническому отчету по его изготовлению площадь земель по окружному контуру земель совхоза-завода "Ливадия" в границах плана Массандровского поссовета составляет 170, 20 га и включает в себя земли сторонних землепользователей общей площадью 52, 48 га по внутреннему контуру, с закреплением непосредственно за совхозом-заводом "Ливадия" 117, 72 га.
Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26.12.2005 г. N 757 "О переименовании государственных предприятий" Государственное предприятие совхоз-завод "Ливадия" был переименован в Государственное предприятие "Ливадия", которое являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза-завода "Ливадия".
Согласно ст. 1 Закона Украины от 04.06.2009 г. N 1442-VI "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра", вступившего в силу 02.07.2009 г, в том числе Государственное предприятие "Ливадия" вошло в состав НПАО "Массандра", а ч. 7 ст. 2 названного Закона Украины установлено, что земля, находящаяся в постоянном пользовании НПАО "Массандра" и предприятий, вошедших в его состав, отнесена к имущественному комплексу НПАО "Массандра".
Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 г. на территории Республики Крым, постановлено считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 г. N 1175-п "О вопросах управления имуществом Республики Крым" имущественный комплекс Государственного концерна "НПАО Массандра", а также имущественные комплексы государственных предприятия, входящих в его состав переданы в аренду ГУП РК "ПАО "Массандра" Управления делами Президента Российской Федерации, на основании которого 18.02.2015 г. между Минимущества Крым и ФГУП "ПАО "Массандра" был заключен договор аренды имущественных комплексов Государственного предприятия "Ливадия".
В соответствии с позицией стороны истца в границах земельного участка НПАО "Массандра" расположен земельный участок с кадастровым номером N
Правообладателем данного земельного участка является ответчик Чокан Е.В, 30.08.2016 г. указанный земельный участок площадью 300 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, а 26.07.2018 г. произведена государственная регистрация права собственности.
Чокан Е.В. в свою очередь приобрел этот земельный участок по договору купли-продажи от 04.05.2012 г, N, заключенного между Стецив А.П. (продавец) и Чокан Е.В. (покупатель), последним приобретен вышеуказанный земельный участок, на его имя выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии N от 01.06.2012 г.
Стецив А.П. данный земельный участок был передан в собственность решением 42-й сессии 5-го созыва Массандровского поселкового совета от 14.10.2010 г. N 2 (п. 1.12) утвержден проект отвода и передан в собственность Стецив А.П. земельный участок площадью 0, 0300 га (кадастровый N) из земель, находящихся в ведении Массандровского поселкового совета, не переданных в собственность и не предоставленных в постоянное пользование в границах населенного пункта (строка 12.3 шифр 96 формы 6-зем), для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (код УКЦИЗ - 1.8 - земли населенных пунктов для индивидуального жилищного гаражного и дачного строительства) по адресу: "адрес", земельный участок отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.
При обследовании земельного участка установлено и подтверждено ответчиком при рассмотрении дела, что земельный участок не огорожен, не освоен, объекты капитального строительства на нем отсутствуют, а сам участок находится в непосредственной близости от существующих виноградников.
Согласно заключению повторной землеустроительной экспертизы N13/03/22 от 06.06.2022 г. определить местоположение земельного участка с кадастровым номером N относительно многоконтурного земельного участка общей площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" возможно только в соответствии с графическими материалами: планом землепользования из "Технического отчета с/з "Ливадия" и графической частью Государственного акта N от 06.12.1999 г. Путем сопоставления сведений о местоположении границ (координатах границ) земельных участков определить имелось ли на 24.04.2012 г. наложение земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного в районе "адрес" "адрес", на земельный участок площадью 117, 72 га, предоставленный в пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании Государственного акта на право постоянного пользования землей от 06.12.1999 г. серии N не представляется возможным из-за отсутствия в материалах дела координат многоконтурного земельного участка площадью 117, 72 га, предоставленного в пользование совхозу-заводу "Ливадия", а так же других землепользователей из списка.
В соответствии с графической частью Государственного акта N от 06.12.1999 г. и в соответствии с планом землепользования из "Технического отчета с/з "Ливадия" земельный участок с кадастровым номером N, по адресу "адрес", полностью расположен в контуре N 11, следовательно, полностью накладывается на границы земельного участка общей площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия".
Определить точность положения границ многоконтурного земельного участка общей площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании Государственного акта N от 06.12.1999 г. относительно внешних границ землепользования (координаты которых имеются в "Техническом отчете с/з "Ливадия") на графических материалах (плане землепользования из "Технического отчета с/з "Ливадия" и графической части Государственного акта N от 06.12.1999 г.) - не представляется возможным из-за отсутствия координат.
На дату проведения исследования, по сведениям ЕГРН (сведения Публичной кадастровой карты сайт pkk.rosreestr.ru) наложение земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на земельный участок, площадью 117, 72 га, предоставленный в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия" на основании Государственного акта от 06.12.1999 г. - отсутствует.
В результате полевого обследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером N по адресу "адрес", расположен на склоне, заросшем кустарником. Южная часть границы земельного участка проходит вдоль полевой дороги, огибающей виноградник. На земельном участке отсутствуют ограждения, объекты строительства, также отсутствуют признаки использования данного земельного участка.
Путем сопоставления сведений о местоположении границ (координатах границ) земельных участков определить входит ли полностью или частично (в какой части) земельный участок кадастровый номер Украины N (в настоящее время кадастровый N), площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в границы земельного участка площадью 117, 72 га, находившегося в пользовании Совхоза-завода "Ливадия" на основании государственного акта на право постоянного пользование землей от 06.12.1999 г. серии N не представляется возможным из-за отсутствия в материалах дела координат многоконтурного земельного участка площадью 117, 72 га, предоставленного в пользование совхозу-заводу "Ливадия", а так же других землепользователей из списка.
Земельный участок с кадастровым номером N, по адресу "адрес", в соответствии с графической частью Государственного акта N от 06.12.1999 г. и в соответствии с планом землепользования из "Технического отчета с/з "Ливадия" полностью расположен в контуре N 11 земельного участка общей площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу-заводу "Ливадия".
Фактически земельный участок кадастровый номер Украины N (в настоящее время кадастровый N), площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" - не используется и не входит в границы фактического землепользования территории, используемой под виноградник.
Земельный участок, кадастровый номер Украины N (в настоящее время кадастровый N), площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", на момент передачи в собственность Стецив А.П. полностью входил в границы населенного пункта - пгт. Отрадное.
Земельный участок, кадастровый номер Украины N (в настоящее время кадастровый N), площадью 300 кв..м, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с Выкопировкой из генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Карта границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа М 1:15 000 (утвержден решением 75 сессии первого созыва Ялтинского городского совета Республики Крым N 3 от 03.12.2018 г, изменения утверждены решением 13 сессии второго созыва Ялтинского городского совета Республики Крым N 11 от 16.06.2020 г.) в настоящее время полностью входит в границы пгт. Отрадное, а соответственно и в границы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Земельный участок расположен на территории, исключенной из проекта генерального плана, относящейся к несогласованным вопросам по результатам решения согласительной комиссии - территории неурегулированной градостроительной ситуации.
Таким образом, из анализа экспертного заключения усматривается, что изложенные в нем выводы не являются категоричными и обусловлены исключительно неполнотой предоставленных фактических материалов.
Между тем, по результатам сопоставления местоположения земельного участка ответчика относительно контуров окружной границы землепользования совхоза-завода "Ливадия" и внутренних землепользователей установлено, что спорный земельный участок полностью расположен в контуре N 11 земельного участка общей площадью 117, 72 га, предоставленного в постоянное пользование Совхозу- заводу "Ливадия".
При этом правообладателем указанного земельного участка (выдел N 11) являлся исключительно совхоз-завод "Ливадия" и графическое изображение местоположения указанного земельного участка исключает его наложение на земельные участки сторонних (внутренних) землепользователей.
Доказательств иного материалы дела не содержат и суду такие доказательства не предоставлены.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено и в рамках разрешения настоящего спора не опровергнуто, что спорный земельный участок образован и передан в собственность Стецив А.П. за счет земель, ранее переданных совхозу-заводу "Ливадия" в постоянное пользование.
В силу положений ст. 27 ЗК Украины 1990 г, регулировавшего спорные правоотношения в период их возникновения и до 01.01.2002 г, право пользования земельным участком или его частью прекращалось в случае добровольного отказа от земельного участка; прекращение права пользования земельным участком осуществлялось в порядке ст. 29 ЗК Украины, при изъятии земель, в случаях, предусмотренных ст. ст. 31 и 32 настоящего Кодекса - в порядке ст. 34 ЗК Украины.
Аналогичное правовое регулирование было установлено ст. ст. 141- 151 ЗК Украины 2001 г, действовавшего с 01.01.2002 г. и до 18.03.2014 г.
Пунктом "в" ч. 1 ст. 150 ЗК Украины земли, в том числе предоставленные в постоянное пользование Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и предприятиям, входящим в его состав, были отнесены к особо ценным землям.
Изъятие особо ценных земель для несельскохозяйственных нужд не допускалось, за исключением случаев, определенных ч. 2 этой статьи, в силу положений которой земельные участки особо ценных земель, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться) для строительства объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушающих и оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально - культурного назначения, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, по постановлению Кабинета Министров Украины или по решению соответствующего местного совета, если вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка согласовывается с Верховной Радой Украины. Согласование материалов изъятия (выкупа) земельных участков особо ценных земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется Верховной Радой Украины по представлению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских администраций.
Приказом Министерства аграрной политики Украины от 26.12.2005 г. N 757 Государственное предприятие совхоз - завод "Ливадия" был переименован в Государственное предприятие "Ливадия", которое было основано на государственной собственности, являлось правопреемником всех прав и обязанностей Государственного предприятия совхоза - завода "Ливадия", на добровольных началах входило в состав Национального производственно-аграрного объединения "Массандра" и было подчинено Министерству аграрной политики Украины.
Согласно положениям Закона Украины от 04.06.2009 г. N 1442-VI "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра", вступившего в силу 02.07.2009 г, НПАО "Массандра", в состав которого вошло и государственное предприятие "Ливадия", находилось в сфере управления Кабинета Министров Украины.
Положениями ч. 7 ст. 2 названного Закона Украины было установлено, что земля, находящаяся в постоянном пользовании НПАО "Массандра" и входящих в его состав предприятий входит в имущественный комплекс НПАО "Массандра", а ч. 2 ст. 6 Закона был установлен запрет на принятие решений об изъятии (выкупе), изменении целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу этого Закона, то есть до 02.07.2014 г.
Суду не предоставлено и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об отказе совхоза-завода "Ливадия", НПАО "Массандра" от находящихся в его пользовании особо ценных земель, согласования Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, Верховной Радой Украины изъятия особо ценных земель из государственной собственности, наличия правовых основания преодоления законодательно установленного запрета на изъятие (выкуп), изменение целевого назначения (использования) земель, предоставленных в постоянное пользование НПАО "Массандра" и постоянного пользования такими землями на протяжении пяти лет со дня вступления в силу Закона Украины "О структуре, полномочиях и особенностях правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения "Массандра".
Согласно положениям ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем п. 12 Переходных положений Земельного кодекса) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти, за исключением земель, распоряжение которыми осуществляли государственные органы приватизации.
Государственные органы приватизации осуществляли распоряжение (кроме отчуждения земель, на которых расположены объекты, не подлежащие приватизации) землями, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных капиталах которых государству принадлежат доли (акции, паи), объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, а также продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.
В соответствии со ст. 122 ЗК Украины сельские, поселковые, городские советы передавали земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности, соответствующих территориальных громад для всех нужд.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления не относилась передача земель, на которых расположены государственные предприятия, в собственность или в пользование, в связи чем принятое Массандровским поселковым советом решение о передаче спорного земельного участка в собственность Стецив А.П. требованиям действовавшего законодательства не отвечало, принято поселковым советом вопреки установленному законом запрету за пределами предоставленных законом полномочий.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы Чокан Е.В. сводятся к изложению заявителем своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену судебного постановления в кассационном порядке.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Чокан Е.В. фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено. Выводы суда, содержащиеся в оспариваемом судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства дела, которые получили надлежащую правовую оценку во взаимосвязи. В оспариваемом судебном акте отражены все значимые обстоятельства, приведены мотивы, по которым суд пришел к тем или иным выводам и постановилобжалуемое апелляционное определение.
Кассационная жалоба Чокан Е.В. не содержит оснований, по которым состоявшийся по делу судебный акт мог бы быть отменен или изменен, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющиеся основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы Чокан Е.В.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чокан Евгения Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Думушкина
Судьи В.Ю. Брянский
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.