Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стаценко Ю.В. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж и обязании установить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Стаценко Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю, с учетом изменения исковых требований в окончательной редакции просил суд признать незаконным и отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе истцу в установлении (назначении) страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить истцу в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ как работа на соответствующих видах работ (Список 1), дающая право на досрочное назначение пенсии; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) с 31.03.2021 года.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 07 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил решение государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Стаценко Ю.В. в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (10 лет), возложил на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю обязанность включить Стаценко Ю.В. в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ как работа на соответствующих видах работ (Список 1), дающая право на досрочное назначение пенсии, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Этим же решением с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю в пользу Стаценко Ю.В. взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 августа 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не учтено, что периоды работы Стаценко Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника КИПиСУЗ ИР-200, инженера-дозиметриста ИР-200 Севастопольского института ядерной энергии и промышленности не могут быть учтены в стаж на соответствующих видах работ, так как записи трудовой книжки, архивные справки, личные карточки не содержат сведений о занятости заявителя полный рабочий день с работами на исследовательских, транспортных, опытно-промышленных атомных реакторах, на их прототипах и критсборках и ампульсных реакторах, опытных термоядерных установках и мощных изотропных облучательных гамма-установках с активностью облучателя 5x10Е2 кюри и выше.
В возражениях на кассационную жалобу Стаценко Ю.В. выражает несогласие с доводами указанными в ней, и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика в кассационной жалобе, а истца в возражениях на нее, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Стаценко Ю.В. обращался в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлениями об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с необходимого специального стажа (Список N1) в размер 10 лет.
Из указанных решений усматривается, что по представленным документам по состоянию на дату обращения - ДД.ММ.ГГГГ, стаж истца на соответствующих видах работ (Список N1) составил 09 лет 06 месяцев 21 день.
Страховой стаж истца составляет 28 лет 08 месяцев 21 день.
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ (Список N1) периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истцом заявлены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в должности техника КИПиСУЗ ИР-200, инженера-дозиметриста ИР-200 Севастопольского института ядерной энергии и промышленности.
Ответчик не принимая доводы истца, ссылался на то, что записи в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ серии N N, архивные справки N/з от ДД.ММ.ГГГГ, личные карточки формы Т-2, личные карточки рабочих и служащих не содержат сведений о занятости заявителя полный рабочий день с работами на исследовательских, транспортных, опытно-промышленных атомных реакторах, на их прототипах и критсборках и ампульсных реакторах, опытных термоядерных установках, и мощных изотропных облучательных гамма-установках с активностью облучателя 5x10Е2 кюри и выше, как это предусмотрено Списком 1.
Также пенсионный орган указывает, что имеющиеся в его распоряжении документы (трудовая книжка N N, архивная справка N/з от ДД.ММ.ГГГГ, карта Т-2 и сведения приказов от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, N, от ДД.ММ.ГГГГ N), содержат противоречивые данные. Так, согласно записям трудовой книжки серии АЕ N от ДД.ММ.ГГГГ, сведения архивной справки N/з от ДД.ММ.ГГГГ, карты формы Т-2, о том, что Стаценко Ю.В. работал в структурном подразделении исследовательский реактор ИР-200, однако указанные приказы определяют перечень лиц, допущенных к работе в подразделении исследовательский реактор ИР-100. Копии приказов об аттестации и допуске к особым работам, представленные ТКУ "Архив города Севастополя", не подтверждают льготный характер работы Стаценко Ю.В, а приказ N от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о его допуске к работам в условиях воздействия радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений персонала исследовательского реактора ИР-100, сведений о работе и постоянной занятости Стаценко Ю.В. в течение полного рабочего дня, с вредными условиями труда данный приказ не содержит.
Приказы N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ определяют перечень сотрудников исследовательского реактора ИР-100 временно или постоянно работающих непосредственно с источниками ионизирующего излучения, конкретных сведений о постоянной занятости полный рабочий день Стаценко Ю.В. на работах с вредными условиями труда приказы не содержат.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N свидетельствует о допуске к особым работам Стаценко Ю.В. - техника КИП и СУЗ ИР-100, сведений о работах и постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня с вредными условиями труда данный приказ не содержит.
Санитарный паспорт на право работы с источниками ионизирующего излучения свидетельствует о технических характеристиках ядерного реактора ИР-100. Сведения о технических характеристиках ИР-200 отсутствуют.
Органом пенсионного обеспечения был направлен запрос в Севастопольский государственный университет о предоставлении разъяснений относительно технической документации по расхождению наименований ИР- 100 и ИР-200. Однако, Севастопольским государственным университетом разъяснения относительно технической документации по расхождению наименований ИР-100 и ИР-200 не предоставлены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", установив доказанным факт работы истца в спорный период в особо-вредных условиях труда персонала исследовательского реактора ИР-100, принимая во внимание, что истец Стаценко Ю.В. в данные периоды времени выполнял работы по обслуживанию ядерного реактора ИР-100, пришел к выводу о наличии оснований для включения в стаж истца на соответствующих видах работ (Список N1) спорных периодов его работы, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с даты обращения с заявлением, с 24.08.2021 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, которым удовлетворены требования истца о включении в специальный стаж спорного периода, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований согласиться с доводами заявителя жалобы о незаконности постановленных по делу судебных постановлений, полагая судебные акты основанными на правильном применении подлежащих при разрешении спора норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых: определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае - работой с вредными условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2014 N 665 закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и предусмотрело, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, работой с особо вредными условиями труда является работа по изготовлению, сборке (разборке) и испытании (в том числе подрывом) изделий с применением урана, тория, плутония, трития в качестве рабочего, специалиста и руководители предприятий, научных отделов научно-исследовательских организаций, постоянно занятые на работах в условиях радиационной вредности и на ремонте технологического оборудования, загрязненного радиоактивными веществами (раздел XXIV"Атомная энергетика и промышленность", подраздел 12413000-1754a), подраздел 15 предусматривает работы в лабораториях предприятий и в производствах, перечисленных в подразделах 1 - 3 и 5 - 14 настоящего раздела; код 12415000-17541 - рабочие, специалисты, руководители и научные работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в условиях радиационной вредности в помещениях, где ведутся работы 1 и 2 классов, а также на ремонте лабораторного оборудования и механизмов, загрязненных радиоактивными веществами.
Кроме того, правом на льготное пенсионное обеспечение по подразделу 3 "Производство радиоактивных веществ; изготовление изделий из радиоактивных веществ и их соединений" раздела XXIV "Атомные энергетика и промышленность" (код 12403000-17541) пользуются рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами; по подразделу "Производство фтористых соединений урана" 12409000-17541 (код 12409000-17541) - рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в производстве и переработке фтористых соединений урана, фторидов, на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности.
В подразделе 15 раздела XXIV Списка N 1 "Работы в лабораториях предприятий и в производствах, перечисленных в подразделах 1 - 3 и 5 - 14 настоящего раздела" (код 12415000-17541) предусмотрены рабочие, специалисты, руководители и научные работники, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений в условиях радиационной вредности в помещениях, где ведутся работы 1 и 2 классов, а также на ремонте лабораторного оборудования и механизмов, загрязненных радиоактивными веществами.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Именно из такой правовой позиции исходили суд первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Стаценка Ю.В. о включении периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности техника КИПиСУЗ ИР-200, инженера-дозиметриста ИР-200 Севастопольского института ядерной энергии и промышленности в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и о признании права на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию.
За вышеуказанные периоды, представлены копии журналов учета работы в особо-вредных условиях труда персонала исследовательского реактора ИР-100, из которых усматривается, что Стаценко Ю. В. в данные периоды времени выполнял работы по обслуживанию ядерного реактора ИР-100.
Факт работы истца в спорные периоды во вредных условиях труда также подтвержден карточками индивидуального учета доз облучения, из которых усматривается, что Стаценко Ю.В. ежемесячно работал во вредных условиях труда и сдавал на контроль индивидуальный дозиметр (накопитель), который находится на работнике в течении всей смены. По окончанию смены с дозиметра снимались показания полученного внешнего радиационного облучения работником, а данные заносились в индивидуальную карточку.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что спорный период работы подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Выводы судебных инстанций признаются судебной коллегией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, и постановленными при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Оценив письменные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, суды пришли к верному выводу о непосредственной и постоянной занятости истца в спорные периоды в должности техника КАПиСЗУ ИР-200, инженера - дозиметриста ИР-200, так как средства автоматизированной системы управления технологическими процессами и оборудование КИПиА, ремонт и обслуживание которых осуществлял истец в качестве техника КИПиА, по своему функциональному назначению являются технологическим оборудованием как неотделимая составная часть единой технологической схемы, а также источниками ионизирующих излучений, способными испускать ионизирующее излучение вследствие загрязнения радиоактивными веществами в Севастопольском институте ядерной энергии и промышленности.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Кроме того, они основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемых постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, данные доводы являлись предметом проверки и оценки судов, и правомерно ими отклонены, как несостоятельные.
Вновь приводя аналогичные доводы, заявитель не указывает на нарушение норм материального права или несоблюдение норм процессуального права, допущенные судами и повлиявшими на исход дела, а лишь выражает несогласие с выводами судов в части оценки доказательств, и установленных на основании их анализа обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Между тем, все доводы и доказательства, приводимые ответчиком в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и результаты оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судами не допущено. Суды обеих инстанций правильно определилюридически значимые для дела обстоятельства, дали исчерпывающую оценку тому объему доказательств, который был представлен сторонами на момент разрешения искового заявления.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 07 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.