Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриленко Л.М. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя, Федеральному казенному учреждению-Военный комиссариат г. Севастополя", Государственному учреждению-Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации о признании права и возложении обязанности, по кассационной жалобе Гавриленко Л.М. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 06 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Гавриленко Л.М. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя", Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации о признании права указав, что получала надбавку к пенсии 3803 рублей как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего на основании решения комиссии Севастопольского городского военного комиссариата N10 от 20.03.2000.
Управлением Пенсионного фонда г. Севастополя приостановлены соответствующие выплаты в связи с утерей удостоверения и отменой статуса "член семьи погибшего (умершего) военнослужащего".
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 15.12.2014 года статус "член семьи погибшего военнослужащего" и меры социальной поддержки восстановлены. Истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя о предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных для "члена семьи, погибшего (умершего) ветерана войны". Указывает, что согласно ответу Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 06.08.2020 года истцу полагается ежемесячная выплата 1141 рублей, что нарушает права истца, поскольку до отмены статуса она получала ежемесячную выплату в размере 3803 рублей.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 06 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года, исковые требования Гавриленко Л.М. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гавриленко Л.М. просит отменить указанные выше судебные акты, полагая, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что Гавриленко Л.М. состоит на учете в управлении труда и социальной защиты населения Нахимовского района Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя как лицо, отнесенное к категории "инвалид II группы". Истцу установлен статус "граждане из числа лиц, которым на время проведения (2 сентября 1945 г.) Второй мировой войны было менее 18 лет (дети войны)
Решением комиссии Управления труда и социальной защиты населения районной государственной администрации г. Севастополя отменен статус "члена семьи погибшего" Гавриленко Л.М. на основании Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" от 05.05.2011.
Решением Управления социальной зашиты населения Нахимовской районной государственной администрации г. Севастополя от 10.07.2014 года Гавриленко Л.М. отказано в выдаче дубликата удостоверения "член семьи погибшего".
Вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 15.12.2014 вышеуказанные решения территориального органа социальной защиты признаны незаконными.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23.01.2018 в удовлетворении исковых требований Гавриленко Л.М. к ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя" о признании умершего мужа ветераном военной службы, признании ее вдовой ветерана военной службы, признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности выдать удостоверение и назначить выплату ежемесячной денежной компенсации, отказано.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для признания за Гавриленко Л.М. права на получение мер социальной поддержки, установленных для категории "члены семьи погибшего военнослужащего" в размере 3803 рублей и возложения на Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя установить и выплачивать Гавриленко Л.М. и установить указанную выплату, инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого решения, согласился с указанными выводами суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ (в редакции от 31 декабря 2014 г.) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г..N 6-ФКЗ предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости.
Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Законодательным собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее Закон N 106-ЗС), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
Указанным законом установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, отнесенные к полномочиям субъектов Российской Федерации, и дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 106-ЗС меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные статьей 6 и частью 9 статьи 19 настоящего Закона, по истечении срока, на который они были установлены гражданам, приобретшим данное право на 31 декабря 2014 года, сохраняются в размере, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, и устанавливаются указанным гражданам после 31 декабря 2014 года на новый срок при наличии оснований для их предоставления и обращения гражданина.
В соответствии со статьей 19, раздела IV Закона Севастополя N 106-ЗС отнесенным к категории "Члены семей погибших и вдовы (вдовцы) инвалидов войны, вдовы (вдовцы) умерших участников боевых участников войны и жертв нацистских преследований, не вступивших в повторный брак, соответствующий статус которым был определен согласно законодательству, действовавшему на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года" и имеющих удостоверение "Член семьи погибшего (умершего) ветерана войны" украинского образца, предусмотрены меры социальной поддержки (далее - льготы) в виде: ежемесячной денежной выплаты в размере 1141, 00 руб.; снижения в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; снижение в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; первоочередное обслуживание лечебно-профилактическими учреждениями, предприятиями, учреждениями и организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта; внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также обслуживание службами социальной защиты населения на дому.
Разделом IV Закона N 106-ЗС предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В частности в соответствии с пунктом 21 статьи 21, статьей 22 Закона N 106-ЗС гражданам из числа инвалидов войны, участников боевых действий, участников войны, жертв нацистских преследований, членов семей погибших (умерших) ветеранов войны и жертв нацистских преследований, соответствующий статус которым установлен согласно законодательству, действовавшему до 21 февраля 2014 года, предоставляется право бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси всех видов), автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов Севастополя.
На основании статьи 27 Закона N 106-ЗС меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города федерального значения Севастополя.
Поскольку Гавриленко Л.М. относится к лицам, проживающим на 18 марта 2014 года на территории города Севастополя, ей представляются меры социальной поддержи, предусмотренные вышеназванным законом, которые ранее ей были установлены на основании законодательства Украины.
Таким образом, оценив характер сложившихся между сторонами правоотношений, факт установления истцу мер социальной поддержки не менее тех, которые представлялись ей на 31.12.2014 года, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Гавриленко Л.М.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований не согласится с выводами судов перовой и апелляционной инстанций, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истца права на назначении доплаты в размере 3803 рублей направлены на переоценку доказательств и установленных нижестоящими судами обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального права Российской Федерации могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 06 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гавриленко Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.