Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1802/2022 (УИД 38RS0032-01-2022-001256-86) по иску Флерко Александра Брониславовича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии и распоряжения по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, взыскании недоплаченной части единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Флерко Александра Брониславовича на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Октябрьского районного суда г. Иркутска при участии Флерко Александра Брониславовича, представителя Флерко Александра Брониславовича по ордеру Сальниковой Натальи Игоревны, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенности Ветровой Наталии Витальевны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Флерко Александра Брониславовича, его представителя по ордеру Сальниковой Натальи Игоревны, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенности Ветровой Наталии Витальевны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Флерко Александр Брониславович (далее по тексту - Флерко А.Б.) обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Иркутской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от 15 ноября 2021 г, утвержденного распоряжением от 17 ноября 2021 г. N 1/3032 (р), в части рассчитанной общей площади жилого помещения в размере 9, 6 кв.м. и определенного с ее учетом размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным распоряжения МВД России от 7 декабря 2021 г. N 1/3868, взыскании недоплаченной части единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в размере 4 412 143, 44 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2022 г, исковые требования Флерко А.Б. оставлены без удовлетворения.
Флерко А.Б. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2022 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы Флерко А.Б. указал на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. На момент возникновения правоотношений, связанных с предоставлением единовременной выплаты, имеющееся у него заболевание входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Право на получение единовременной выплаты возникло у него с момента принятия на учет решением комиссии от 10 декабря 2012 г, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от 11 декабря 2012 г..; протокол врачебной комиссии о имеющейся у него тяжелой формы хронического заболевания представлен 17 марта 2014 г, и с его учетом комиссией по ЕСВ ранее принятое решение в части размера общей площади жилого помещения для расчета единовременной выплаты изменено 14 апреля 2014 г..Все необходимые юридически значимые действия, повлекшие возникновение субъективного права на получение единовременной выплаты на семью в составе 3-х человек, рассчитываемой исходя из общей площади жилого помещения в размере 54 кв.м, совершены им до вступления в силу с 1 января 2018 г..приказа Минздрава России от 28 ноября 2012 г, утвердившего иной Перечень заболеваний, в который имеющееся у него заболевание не входит. Применение комиссией 15 ноября 2021 г..нового приказа к уже возникшим до даты вступления его в силу правоотношениям недопустимо, так как равнозначно, по существу, отмене уже возникшего права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом имеющегося у него хронического заболевания в полном, установленном законодательством, объеме.
Распространение комиссией по ЕСВ приказа Минздрава России от 28 ноября 2012 г..к правоотношениям, возникшим до введения его в действие, незаконно, поскольку противоречит нормам Конституции Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которым неоднократно в принимаемых решениях раскрывалось содержание и значение общеправового принципа "закон обратной силы не имеет". Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30 июня 1989 г. по 25 декабря 2000 г. Флерко А.Б. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
16 октября 2012 г. Флерко А.Б. обратился к начальнику ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе трех человек (он, жена, сын).
Актом обследования жилищных условий от 18 сентября 2012 г. установлено, что в квартире общей площадью 44, 4 кв.м, по адресу: "данные изъяты", с 2008 года проживают 3 человека - Флерко А.Б, его жена ФИО10. и сын ФИО11 Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Флерко А.Б. и его жене ФИО12 по 1/2 доли каждому.
На дату подачи документов Флерко А.Б. был зарегистрирован в общежитии по адресу: "адрес", принадлежащем на праве оперативного управления ГУ МВД России по Иркутской области.
Решением комиссии ГУ МВД России по Иркутской области от 10 декабря 2012 г. Флерко А.Б. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 3-х человек (он, жена, сын), общая площадь жилого помещения, положенная на семью, составила: (3х18)-44, 4=9, 6 кв.м.
Флерко А.Б. находится на диспансерном наблюдении у "данные изъяты".
Согласно справке ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" от 18 февраля 2014 г. N 414 Флерко А.Б, проживающий по адресу: "адрес", подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (пункт 3).
17 марта 2014 г. Флерко А.Б. обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о перерасчете общей площади жилого помещения, положенной на его семью, при расчете единовременной социальной выплаты, приложив к заявлению справку ОГБУЗ " "данные изъяты"" от 18 февраля 2014 г. N 414.
На основании представленного документа решением комиссии ГУ МВД России по Иркутской области от 11 апреля 2014 г. в учетное дело Флерко А.Б. были внесены изменения и постановлено считать потребность в жилой площади: 3х18=54 кв.м.
В письме ГУ МВД России по Иркутской области от 28 октября 2021 г. N 36/3-1572 Флерко А.Б. предложено в срок до 2 ноября 2021 г. предоставить сведения о наличии у него оснований, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", при наличии таких оснований указано на необходимость предоставления документального подтверждения в установленной форме. Также указано на необходимость в срок до 2 ноября 2021 г. предоставить обязательство об освобождении служебного жилого помещения в общежитии по адресу: г. "адрес", после получения единовременной социальной выплаты согласно прилагаемой форме.
Флерко А.Б. направил письменные возражения в адрес ГУ МВД России по Иркутской области на требование о предоставлении документов, требуемые документы не представил.
Согласно выписке из протокола от 15 ноября 2021 г. N 36 комиссией ГУ МВД России по Иркутской области был рассмотрен вопрос о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам (пенсионерам), состоящим на соответствующем учете, в соответствии с очередностью и доведенными до ГУ МВД России по Иркутской области лимитами бюджетных обязательств, постановлено: ходатайствовать перед МВД России о предоставлении пенсионеру МВД России Флерко А.Б. на семью в составе 3-х человек (он, жена, сын) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 953 976, 96 рублей.
Распоряжением МВД России от 7 декабря 2021 г. N 1/13868 пенсионеру МВД России Флерко А.Б. с семьей в составе 3-х человек (он, жена, сын) была предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 953 976, 96 рублей. Денежные средства в размере 953 976, 96 рублей перечислены на расчетный счет Флерко А.Б. 16 декабря 2021 г.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от 20 декабря 2021 г. N 29, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Иркутской области от21 декабря 2021 г. N 1/3373(р), Флерко А.Б. с семьей в составе 3-х человек был снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
24 января 2022 г. между ГУ МВД России по Иркутской области (наймодатель) и Флерко А.Б. (наниматель) был подписан акт приема-сдачи служебного жилого помещения, согласно которому наймодатель принял, а наниматель сдал служебное помещение ГУ МВД России по Иркутской области по адресу: г. "адрес", комната освобождена 24 января 2022 г.
Флерко А.Б, не согласившись с рассчитанным комиссией размером единовременной выплаты, указав, что при расчете размера единовременной социальной выплаты общая площадь жилого помещения, несмотря на принятое ранее комиссией решение от 11 апреля 2014 г, неправомерно снижена и подсчитана как разница между нормативом общей площади жилого помещения на семью из 3 человек (54 кв. м.) и общей площадью находящейся в общей собственности квартиры (44, 4 кв. м.), и составила 9, 6 кв. м. ((18 кв. м. х 3 человека) - 44, 4 кв. м.), принятое решение нарушает принадлежащее ему право на получение единовременной социальной выплаты в предусмотренном законодательством полном объеме, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заболевание, которым страдает Флерко А.Б, не подходит под действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", на дату принятия комиссией решения, оформленного протоколом заседания комиссии от 15 ноября 2021 г. N 26, документ, подтверждающий факт того, что Флерко А.Б. и в настоящее время страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание граждан в одной квартире с ним невозможно, в ГУ МВД России по Иркутской области по запросу от 28 октября 2021 г. Флерко А.Б. не представил, в связи с чем, у комиссии ГУ МВД России по Иркутской области не имелось оснований для расчета размера единовременной социальной выплаты без учета общей площади жилого помещения (44, 4 кв.м.), принадлежащего на праве общей долевой собственности по 1/2 доли Флерко А.Б. и его супруге ФИО13, находящегося по адресу: г. "адрес".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
В соответствии частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 27 Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
В случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной социальной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений (пункт 29 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 был утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С 1 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
В пункте 3 указанного Перечня поименованы хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В пункте 19 Правил перечислены основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, в том числе, в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты (подпункт "в").
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Флерко А.Б. доказательств, подтверждающих наличие у него хронического заболевания в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987-н, не представил, не имеется их и в материалах дела, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствия у ответчика оснований по предоставления Флерко А.Б. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ином размере, чем ему было предоставлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, основаны на неверном толкование вышеприведенных норм материального права, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 29 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Флерко Александра Брониславовича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.