Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-110/2022, УИД: 75RS0027-01-2021-002470-36 по иску Чебыкиной Татьяны Ивановны к администрации городского поселения "Шилкинское" о возмещении материального ущерба и морального вреда, по кассационной жалобе Чебыкиной Татьяны Ивановны на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 января 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июня 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чебыкина Т.И. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения "Шилкинское" о возмещении материального ущерба и морального вреда.
Требования мотивированы тем, что она строила для личного проживания жилой дом по адресу: "адрес", который в настоящее время является недостроенным объектом, не введенным в эксплуатацию. В 2018 и 2021 годах дом и земельный участок были затоплены паводковыми водами, был нанесен ущерб. Однако в связи с отсутствием документов на строение, помощи от администрации городского поселения "Шилкинское" она не получила. Межведомственной комиссией вышеуказанный объект признан подлежащим капитальному ремонту, однако в выплате отказано, поскольку объект является незавершенным и не введенным в эксплуатацию.
Согласно справке администрации, дом находится в затопляемой зоне, что свидетельствует о том, что дом вновь может быть затоплен при наводнении, то есть жить в нем невозможно, так как последствия случившегося неизвестны, при этом пострадало имущество. Продать данный дом невозможно, так как он находится в зоне затопления, для переноса дома нужны денежные средства. При этом, истцу причинены моральные страдания, так как неоказанием помощи, ответчик довел супруга истицы до ухудшения ситуации со здоровьем, которое закончилось его смертью. Причиной моральных страданий и переживания послужило и некорректное поведение служащих администрации к истцу при обращении по причине наводнения.
Просила суд с учетом уточнений признать за строением статус недвижимого имущества, взыскать в ее пользу причиненный наводнением материальный ущерб за порчу имущества истца - недостроенного дома по адресу: "адрес", в размере 3380680 рублей, а также взыскать моральный вред в размере 500000 рублей.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 января 2022 г. постановлено:
"Исковые требования Чебыкиной Татьяны Ивановны к администрации городского поселения "Шилкинское" о возмещении материального ущерба и морального вреда, оставить без удовлетворения".
Дополнительным решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26 апреля 2022 г. постановлено:
"Дополнить решение Шилкинского районного суда от 14 января 2022г. по гражданскому делу по исковому заявлению Чебыкиной Татьяны Ивановны к Администрации городского поселения "Шилкинское" о возмещении материального ущерба и морального вреда:
В удовлетворении исковых требований Чебыкиной Татьяны Ивановны к Администрации городского поселения "Шилкинское" об установлении недостроенному дому статуса недвижимого имущества отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июня 2022г. постановлено:
"решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 января 2022 г. с учетом дополнительного решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26 апреля 2022 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу Чебыкиной Т.П. - без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Чебыкина Т.И. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятие нового судебного акта об удовлетворении заявленных ею исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу Чебыкиной Т.И. администрацией района был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: "адрес".
Указанный земельный участок имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
2 июля 2015 г. Администрация городского поселения "Шилкинское" выдала Чебыкиной Т.И. разрешение на строительство дома по адресу: "адрес", сроком до 2 июля 2025 г.
Согласно техническому паспорту от 8 февраля 2019 г, дом N по "адрес", является незавершенным строительством жилой дом.
Согласно выписке из ЕГРН от 28 декабря 2021 г, у правообладателя Чебыкиной Т.И. имеется объект незавершенного строительства индивидуальный жилой дом по адресу: "адрес".
Согласно паспорту истца Чебыкиной Т.И, последняя зарегистрирована по адресу: "адрес" 22 января 2008 г.
При этом как пояснила истец Чебыкина Т.И. в судебном заседании суда первой инстанции, в доме по адресу: "адрес", который является объектом незавершенного строительства, она никогда не проживала, поскольку проживает по адресу регистрации по устной договоренности. Однако утверждает, что несмотря на то, что у нее отсутствует право собственности на вышеуказанный объект незавершенного строительства, в котором она никогда не проживала и который во второй раз оказался в зоне чрезвычайной ситуации, ответчик обязан, как не принявший никаких действий для предотвращения наводнения, возместить ей материальный ущерб и моральный вред.
Согласно выписке из ЕГРН от 28 декабря 2021г, сведения об объектах недвижимости - жилых помещениях у Чебыкиной Т.П, отсутствуют.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021г. N 46 "О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями" в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021г. в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района "Шилкинский район" Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 22 июля 2021 г. N 262 на территории городского поселения "Шилкинское" введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения "Шилкинское" от 24 июля 2021 г. N, (с Постановлениями о внесении изменений от 26 июля 2021 г. N, N, от 29 июля 2021г. N, от 2 августа 2021 г. N, от 7 августа 2021 г. N), определены границы зоны действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городском поселении "Шилкинское", куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии N от 15 октября 2021 г, составленного на основании акта обследования помещения, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 июня 2006 г, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с Постановлением Губернатора Забайкальского края N 46 от 17 июня 2021 г, вследствие затопления жилых домов на территории города Шилка в период с 22 июля 2021 г.
Чебыкина Т.П. обратилась с заявлением на имя Главы городского поселения "Шилкинское" о включении ее в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское" на осуществление капитального ремонта жилого помещения.
Распоряжением Главы Администрации городского поселения "Шилкинское" N от 2 декабря 2021г, Чебыкиной Т.П. во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению "Шилкинское" на осуществление капитального ремонта жилого помещения отказано на основании подп.1 п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил) - в связи с отсутствием права собственности на поврежденное жилое помещение, так как вид объекта недвижимости по адресу: "адрес" является объектом незавершенного строительства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к выводу о том, что в обоснование своих доводов истцом Чебыкиной Т.П. представлены документы, свидетельствующие об имеющемся у нее объекте незавершенного строительства по вышеуказанному адресу, при этом Чебыкина Т.П. утрату имущества первой необходимости не понесла, поскольку объект незавершенного строительства, располагающийся на земельном участке, предоставленному истцу для строительства жилого дома, к таковому имуществу не относится.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ)граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 13 июля 2021 г. N 253 (в ред. от 9 августа 2021 г.) "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее по тексту также Порядок).
В силу пункта 2 Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:
а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;
б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);
в) предметы мебели для сна - кровать (диван);
г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);
д) предметы средств водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:
частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Пунктом 4 Порядка установлено, что пострадавшие граждане имеют право на: 1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. руб. на человека; 2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. руб. на человека.
Согласно пункту 5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:
1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
В силу пункта 7 данного Порядка формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту также МЧС России) для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 г. N 275.
В соответствии с пунктом 12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе из резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 г. N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. N 362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно подп.1 пункта 3 Правил, мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 пункта 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно пункту 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 пункта 4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
При этом согласно пункту 9 Правил условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1 и 5 пункта 4 Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 Правил; непредставления документов, указанных в пунктах 19, 20 Правил.
Как следует из подп.3 пункта 3 Правил мерой социальной поддержки гражданам являются выплаты, указанные в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подп.4 пункта 4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Порядок формирования списков определен главой 2 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом порядок предоставления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, определен главой 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение финансовой помощи.
Установив фактические обстоятельства дела, на основании указанных норм права, суды пришли к правильному выводу о том, что в отношении истца вышеупомянутая совокупность, предусмотренных законодательством условий для признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признания за истцом права на получение социальной выплаты отсутствует, поскольку Чебыкина Т.П. утрату имущества первой необходимости не понесла, так как объект незавершенного строительства, располагающийся на земельном участке, предоставленный истцу для строительства жилого дома, к таковому имуществу не относится. Чебыкина Т.П. на момент чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении постоянно не была зарегистрирована, была зарегистрирована в ином жилом помещении.
Доводы кассатора о несогласии с выводами суда первой и апелляционной инстанций, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку истцом не представлено доказательств того, что в результате чрезвычайной ситуации она оказалась в трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением ее нормальной жизнедеятельности в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", так как истец зарегистрирована в другом жилом помещении, в котором проживает, следовательно, имеет в нем предметы первой необходимости.
Поскольку законодатель обусловил возможность получения мер социальной поддержки требованием постоянного проживания в жилом помещении в момент чрезвычайной ситуации и постоянной регистрации в нем, а также утратой частично или полностью имущества первой необходимости, то истцом, претендующим на получение материальной помощи, должны были быть представлены соответствующие доказательства.
Доводы кассационной жалобы о полном возмещении вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации противоречат Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и подзаконным актам, принятым в соответствии с указанным Законом, которые не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации, а регламентируют порядок, условия и размеры компенсационных выплат, являясь мерой социальной поддержки государства пострадавшим гражданам в результате чрезвычайной ситуации.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о присвоении объекту незавершенного строительства иного статуса, в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 14 января 2022 г. с учетом дополнительного решения Шилкинского районного суда Забайкальского края от 26 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чебыкиной Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.