Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-261/2022, УИД: 54RS0023-01-2022-000032-52 по иску Соколовой Елены Валерьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о включении периодов работы в стаж для досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколова Е.В. обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту также ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в стаж для досрочной страховой пенсии, просила включить в страховой стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, периоды работы с 1 ноября 1994 г. по 14 августа 1998 г. и с 18 августа 2008 г. по настоящее время.
Требования мотивированы тем, что с 1 ноября 1994 г. Соколова Е.В. работала в санатории "Джартас" производственного объединения предприятий "Карагандаэнергоуголь" в должности медицинской сестры по массажу, уволена 14 августа 1998 г.
Стаж работы на этом месте составил 3 года 9 месяцев 13 дней.
С 18 сентября 2008 г. она работает в АНО "Клиника НИИТО" в должности медицинской сестры по массажу.
По состоянию на 1 декабря 2021г. общий стаж работы истца составляет 33 года 2 месяца 1 день.
Истец полагает, что она как медицинский работник имеет право выхода на пенсию на льготных условиях, в связи с чем обратилась в ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области с заявлением о назначении льготной пенсии и получила ответ об отказе в назначении ей пенсии досрочно, так как по имеющимся документам на дату обращения отсутствует требуемая продолжительность стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Истец считает действия ГУ ОПФ РФ по Новосибирской области незаконными, поскольку в периоды времени с 1 ноября 1994 г. по 14 августа 1998 г. и с 18 августа 2008 г. по настоящее время она работает в учреждениях здравоохранения, занимает должность медицинской сестры по массажу, выполняет медицинские манипуляции в соответствии с должностной инструкцией, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г, исковые требования Соколовой Е.В. удовлетворены частично, суд постановилобязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области включить в стаж на соответствующих видах работ Соколовой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994 г. по 9 марта 1995 г, с 27 апреля 1995 г. по 19 мая 1995 г, с 2 июля 1995 г. по 28 декабря 1995 г, с 7 января 1996 г. по 28 января 1996 г, с 26 февраля 1996 г. по 4 марта 1996 г, с 11 марта 1996 г. по 7 апреля 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 31 мая 1996 г, с 18 июня 1997 г. по 31 декабря 1997 г. В остальной части иска в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области Анцупова Л.В. просит отменить решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 27 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г. в части включения в стаж на соответствующих видах работ Соколовой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994 г. по 9 марта 1995 г, с 27 апреля 1995 г. по 19 мая 1995 г, с 2 июля 1995 г. по 28 декабря 1995 г, с 7 января 1996 г. по 28 января 1996 г, с 26 февраля 1996 г. по 4 марта 1996 г, с 11 марта 1996 г. по 7 апреля 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 31 мая 1996 г, с 18 июня 1997 г. по 31 декабря 1997 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, что 26 октября 2020 г. Соколова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости.
Из решения государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) от 9 ноября 2020 г. N усматривается, что Соколовой Е.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ включены периоды работы истца общей продолжительностью 17 лет 05 месяцев 19 дней, величина ИПК составила 62, 247.
Согласно решению пенсионного органа истцу не были засчитаны в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы в должности медицинской сестры по массажу в санатории "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандауголь", в связи с тем, что в Список должностей и учреждений N 781 от 29 октября 2002 г. санатории включены в перечень только строго определенного профиля, а также в должности медицинской сестры по массажу в АНО "Клиника", так как данная организация не предусмотрена Списком.
Из копии трудовой книжки Соколовой (Юдиной, Бакураевой) Е.В. следует, что 1 ноября 1994 г. она была принята на должность медсестры по массажу в санаторий "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандауголь", уволена по собственному желанию 14 августа 1998 г.
Согласно архивной справке о подтверждении стажа от 30 марта 2020 г. выданной АО "АрселорМитталТемиртау", по документам Санатория Жартас производственного объединенного предприятия Карагандауголь значится Бакураева Елена Валерьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 1 января 1996 г. - медсестра по массажу лечебного корпуса, с 11 апреля 1997 г. предприятие выкуплено АО Испат Кармет и переименовано в Производственное управление Энергоуголь Угольного департамента АО Испат Кармет, приказ N от 5 мая 1997 г, с 14 августа 1998 г. уволена по собственному желанию, ст.32 КЗоТ РК, приказ N от 13 августа 1998 г. За проработанное время Бакураевой Е.В. были предоставлены отпуска без содержания: с 29 января по 25 февраля 1996г, с 5 марта по 10 марта 1996г, с 8 апреля по 15 апреля 1996г, с 1 июня 1996г. по 17 июня 1997г, с 21 мая по 5 июня 1998г.
Из архивной справки объединенного архива Угольного департамента АО АрселорМиттал Темиртау Республики Казахстан от 30 марта 2020 г. следует, что на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 июня 1994 г. N 1773 "О системе управления угольной промышленности" Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: преобразовать Карагандинское производственное объединение "Карагандауголь" в Государственную холдинговую компанию "Карагандауголь", в составе которого находится санаторий Джартас Производственного объединенного предприятия Карагандауголь. Согласно Постановлению Правительства Республики, Казахстан от 1 ноября 1995 г. N 99 "О реорганизации структуры Государственной холдинговой компании "Карагандауголь" на базе компании было создано Республиканское государственное предприятие "Карагандашахтуголь", в составе которого находится Санаторий Джартас Производственного объединенного предприятия Карагандауголь. Согласно протоколу тендерной комиссии от 2 апреля 1997 г. по продаже имущественного комплекса, 13 вспомогательных предприятий, обслуживающих Карагандинский угольный бассейн, и контракта от 11 апреля 1997г. между Правительством Республики Казахстан и Акционерным обществом "Испат Кармет" о приватизации предприятий, Правительство Республики Казахстан передало Акционерному обществу "Испат Кармет" право собственности на данные предприятия, в том числе и Производственное объединенное предприятие Карангандаэнергоуголь, которое приказом Угольного департамента АО Испат Кармет от 24 апреля 1997 г. N переименовано в Санаторий Жартас Производственного управления Энергоуголь.
Согласно архивной справке Филиала по личному составу угольной отрасли коммунального государственного учреждения "Государственный архив Карагандинской области" управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 21 января 2020г, в документах архивного фонда Производственное объединенное предприятие "Карагандаэнергоуголь" имеются документы Санатория "Джартас": Приказ от 1 ноября 1994 г. N о приеме Бакураевой Елены Валерьевны медсестрой по массажу, с окладом 994-00 тенге, с 1 ноября 1994 г. Из ведомостей по начислению заработной платы выявлено: Бакураевой Е.В. заработная плата начислялась по декабрь 1995 года включительно. Предоставить сведения о дальнейшей работе и увольнении Бакураевой Елены Валерьевны не имеют возможности, документы санатория "Джартас" сданы в архив по декабрь 1995 года включительно. Также имеются отпуска без содержания: с 10 марта по 10 апреля 1995 г, с 10 по 26 апреля 1995 г, с 20 мая по 1 июня 1995 г, с 1 июня по 1 июля 1995 г, с 29 декабря 1995 г. по 6 января 1996 г.
Частично удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период работы Соколовой Е.В. в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в соответствии с которым работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения, Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода работы истца в АНО "Клиника НИИТО", суд первой инстанции исходил из того, что автономная некоммерческая организация не является учреждением здравоохранения, при этом не подтвержден факт работы истца в структурных подразделениях, указанных в пункте 6 Правил от 29 октября 2002 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Поскольку судебные акты по доводам кассационной жалобы обжалуются только в части включения в стаж на соответствующих видах работ Соколовой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994г. по 9 марта 1995г, с 27 апреля 1995г. по 19 мая 1995г, с 2 июля 1995г. по 28 декабря 1995г, с 7 января 1996г. по 28 января 1996г, с 26 февраля 1996г. по 4 марта 1996г, с 11 марта 1996г. по 7 апреля 1996г, с 16 апреля 1996г. по 31 мая 1996г, с 18 июня 1997г. по 31 декабря 1997г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с положениями части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет правильность обжалуемых судебных актов только в указанной части, не выходя за пределы доводов кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в том числе в период работы Соколовой Е.В. в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994 г. по 9 марта 1995 г, с 27 апреля 1995 г. по 19 мая 1995 г, с 2 июля 1995 г. по 28 декабря 1995 г, с 7 января 1996 г. по 28 января 1996 г, с 26 февраля 1996 г. по 4 марта 1996 г, с 11 марта 1996 г. по 7 апреля 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 31 мая 1996 г, с 18 июня 1997 г. по 31 декабря 1997г.) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Согласно часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац второй части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункты 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (часть 3 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований о включении периодов работы Соколовой Е.В. в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994 г. по 9 марта 1995 г, с 27 апреля 1995 г. по 19 мая 1995 г, с 2 июля 1995 г. по 28 декабря 1995 г, с 7 января 1996 г. по 28 января 1996 г, с 26 февраля 1996 г. по 4 марта 1996 г, с 11 марта 1996 г. по 7 апреля 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 31 мая 1996 г, с 18 июня 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции не принял во внимание приведенные выше нормы права регулирующие спорные правоотношения, в том числе не учел, что в соответствии со Списком профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N) санаторий "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением.
Судом апелляционной инстанции оставлены без внимания доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что санаторий "Джартас" не является учреждением здравоохранения, а входит в состав Карагандинского производственного объединения "Карагандауголь" (Производственное объединенное предприятие Карангандаэнергоуголь), которое является производственным предприятием и к учреждениям здравоохранения не относится.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не принято во внимание, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Положение о санаториях-профилакториях организации (предприятия), утвержденное Минздравом Российской Федерации от 1 ноября 1996 г. N 2510/4827-96-29, на которое сослался суд апелляционной инстанции, нормативно-правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, не является, поскольку указанное Положение является примером составления положений о санаториях-профилакториях и включено в качестве приложения к методическим рекомендациям, имеющим своей целью оказать помощь главным врачам санаториев-профилакториев в разработке "Положения о санатории-профилактории организации (предприятия)", отвечающего требованиям их деятельности в современных условиях. Следовательно, названное положение не может применяться к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене в обжалованной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 9 августа 2022г. отменить в части включения в стаж на соответствующих видах работ Соколовой Е.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности медицинской сестры по массажу санатория "Джартас" производственного объединенного предприятия "Карагандаэнергоуголь" с 1 ноября 1994г. по 9 марта 1995г, с 27 апреля 1995г. по 19 мая 1995г, с 2 июля 1995г. по 28 декабря 1995г, с 7 января 1996г. по 28 января 1996г, с 26 февраля 1996г. по 4 марта 1996г, с 11 марта 1996г. по 7 апреля 1996г, с 16 апреля 1996г. по 31 мая 1996г, с 18 июня 1997г. по 31 декабря 1997г, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.