Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-27/2022 (УИД 19RS0001-02-2021-003414-29) по иску Цоя И.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о защите пенсионных прав
по кассационной жалобе Цоя И.А, его представителя Зверевой М.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цой И.А. (далее по тексту - Цой И.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее - УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное), ответчик) о защите пенсионных прав.
Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) N от 14 декабря 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду недостаточности специального стажа работы.
Цой И.А. просил признать незаконным решение УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) N от 14 декабря 2020 г. об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить ему в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости, в том числе в льготном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы в Республике Узбекистан, общей продолжительностью 12 лет 7 месяцев 10 дней; обязать ответчика назначить Цою И.А. пенсию с 10 марта 2021 г. и взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов в счет оплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением от 24 марта 2022 г. произведена замена Государственного учреждения ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ОПФР по Республике Хакасия).
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 марта 2022 г. исковые требования Цоя И.А. удовлетворено частично; признано решение УПФР в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) от 14 декабря 2020 г. N незаконным в части невключения в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов работы в Республике Узбекистан; возложена обязанность на ОПФР по Республике Хакасия включить Цою И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 1 октября 2012 г. по 27 октября 2012 г, с 30 сентября 2017 г. по 28 октября 2017 г.; периоды работы с 1 июля 1998 г. по 19 апреля 2000 г. в должности врача радиолога в Сырдарьинском областном онкологическом диспансере Республики Узбекистан; с 4 сентября 1996 г. по 12 марта 1998 г. в должности врача в Сырдарьинской областной больнице; включить Цою И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении периоды работы с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г. в Сырдарьинской областной больнице врачом- хирургом - 1 год 7 месяцев 18 дней; с 13 марта 1998 г. по 3 июня 1998 г. врачом-хирургом в Сырдарьинской областной больнице - 4 месяца; с 24 апреля 2000 г. по 13 ноября 2001 г. врачом-реаниматологом в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан - 2 года 4 месяца; с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. и с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан - 7 лет 6 месяцев.
На ОПФР по Республике Хакасия возложена обязанность назначить Цою И.А. досрочно страховую пенсию по старости с 10 марта 2021 г.
Взысканы с ОПФР по Республике Хакасия в пользу Цоя И.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г. с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 сентября 2022 г. об исправлении описки, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 марта 2022 г. постановлено изменить.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия возложена обязанность включить Цою И.А. в специальный стаж в календарном исчислении, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды - с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г. в Сырдарьинской областной больнице врачом-хирургом (1 год 7 месяцев 18 дней); с 24 апреля 2000 г. по 13 ноября 2001 г. врачом-реаниматологом в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан (2 года 4 месяца), в удовлетворении исковых требований о включении указанных периодов в льготном исчислении отказано.
Решение в части включения Цою И.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г, с 1 января 2007г. по 31 декабря 2007 г. врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан, о возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия назначить Цою И.А. страховую пенсию по старости досрочно с 10 марта 2021 г. отменено, принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цоя И.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о включении в специальный стаж, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г, с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан и назначении досрочной страховой пенсию по старости с 10 марта 2021 г. отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
Цоем И.А, его представителем Зверевой М.Г, действующей на основании доверенности от 23 марта 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением ГУ - УПФР в г..Абакане от 14 декабря 2020 г..N Цою И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием правовых оснований для назначения пенсии на 10 сентября 2020 г..(специальный стаж менее 30 лет).
По представленным документам в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитано 18 лет 1 месяц. В специальный стаж истца не засчитаны спорные периоды с 1 августа 1995 г..по 3 сентября 1996 г..- 1 год 1 месяц 3 дня - период прохождения интернатуры по специальности врача-хирурга в Сырдарьинской областной больнице Республики Узбекистан; с 4 сентября 1996 г..по 12 марта 1998 г..- 1 год 6 месяцев 9 дней - период работы в должности врача в отделении функциональной диагностики в Сырдарьинской областной больнице Республики Узбекистан; с 13 марта 1998 г..по 3 июня 1998 г..-2 месяца 21 день - период работы в должности врача хирурга в отделении искусственной почки в Сырдарьинской областной больнице Республики Узбекистан; с 1 июля 1998 г..по 19 апреля 2000 г..- 1 год 9 месяцев 19 дней - период работы в должности врача-радиолога АГАТС в Сырдарьинском областном онкологическом диспансере Республики Узбекистан; с 24 апреля 2000 г..по 13 ноября 2001 - 1 год 6 месяцев 20 дней - период работы в должности врача - реаниматолога в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан; с 19 декабря 2001 г..по 20 марта 2008 г..- 6 лет 3 месяца 2 дня - период работы в должности врача-анестезиолога реаниматолога в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан, поскольку, по информации исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Минфине Республики Узбекистан, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет имеют врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах.
Согласно части VIII Списка N 3, утвержденного Постановлением кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 г..N250 к специализированным медицинским учреждениям относятся: туберкулезные и инфекционные учреждения (отделения, кабинеты); психиатрические (психоневрологические) лечебно-профилактические учреждения (включая детские): лепрозории; дома-интернаты для психически больных, детские интернаты для умственно отсталых детей; республиканский центр по борьбе со СПИДом и его региональные центры, учреждения и специализированные отделения учреждений здравоохранения, предназначенные для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных; отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии; патологоанатомические, прозекторские отделения и морги; отделы (отделения) и лаборатории особо опасных инфекций, бактериологические, вирусологические, радиологические и токсилогические лаборатории. У заявителя отсутствует стаж работы в специализированных медицинских учреждениях. Так как условия назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность в медицинских учреждениях Республики Узбекистан, отличны от условий назначения досрочной страховой пенсии в Российской Федерации, отсутствуют основания для учета периодов работы на территории Республики Узбекистан в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. Кроме того, Списком N 2 от 29 октября 2002 г..учреждение "научный центр нейрохирургии" не предусмотрено. Также заявителем не представлены документы, подтверждающие работу на полную ставку, и справка об уплате взносов на пенсионное обеспечение за период с 1 января 2002 г..по 20 марта 2008 г, что предусмотрено законодательством после 1 января 2002 г..
В качестве доказательств, подтверждающих стаж лечебной деятельности Цоя И.А. на территории Республики Узбекистан, соответственно, наличие у Цоя И.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" представлены документы:
копия трудовой книжки N Цой И.А, из которой следует, что 1 августа 1995 г. истец принят в интернатуру по специальности врач-хирург в Сырдарьинскую областную больницу, 4 сентября 1996 г. после окончания интернатуры переведен врачом в отделение функциональной диагностики, 13 марта 1998 г. переведен врачом-хирургом в отделение искусственной почки, 3 июня 1998 г. трудовой договор расторгнут; 1 июля 1998 г. принят на должность врача-радиолога АГАТС в Сырдарьинский областной онкологический диспансер, 19 апреля 2000 г. уволен по собственному желанию; 24 апреля 2000 г. принят на должность врача-реаниматолога в Центральную больницу Гулистанского района, 13 ноября 2001 г. трудовой договор расторгнут; 19 декабря 2001 г. принят в отделение анестезиологии и реаниматологии врачом анестезиологом- реаниматологом в Научный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, 20 марта 2008 г. трудовой договор прекращен;
архивная справка N от 2 сентября 2020 г, выданная Сырдарьинским облгосархивом, подтверждающий стаж истца, справки N от 12 августа 2020 г, N от 7 сентября 2020 г, подтверждающие стаж истца, архивная справка N от 2 сентября 2020 г. о том, что с сентября 1995 г. по август 1996 г, с января по июнь 1998 г, с июля 1998 г. по апрель 2000 г, с июля 2000 г. по ноябрь 2001 г. Цою И.А. начислялся заработок, учитываемый при исчислении пенсии, со всех видов выплат удержаны налоги и перечислены взносы на социальное страхование;
ответ Яккасарайского отдела внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 19 апреля 2021 г. на запрос Цоя И.А. о заработной плате, которым подтверждено, что истцу с января 2002 г. по декабрь 2005 г. и весь 2007 г. начислялась заработная плата и удерживались страховые взносы, начисления за 2006 г. в архиве не найдены, аналогичная информация содержится в архивной справке NЦ-3, выданной 29 августа 2020 г. Ведомственным архивом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, где дополнительно указано, что Цой И.А. зачислен на должность врача анестезиолога-реаниматолога с 19 декабря 2001 г.;
- справки N от 22 февраля 2021 г, N от 22 февраля 2021 г, N от 19 февраля 2021 г. о переименовании Сырдарьинской областной больницы на Сырдарьинский областной многопрофильный медицинский центр на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2008 г. N48; с 1 мая 2018 г. Сырдарьинский областной онкологический диспансер переименован в Сырдарьинский региональный филиал Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра онкологии и радиологии М.З.Р. Узбекистан; Гулистанская центральная районная больница переименована на Гулистанское районное медицинское объединение на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2008 г. N 48.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды нахождения Цоя И.А. на курсах повышения квалификации с 1 октября 2012 г. по 27 октября 2012 г. и с 30 сентября 2017 г. по 28 октября 2017 г. подлежат включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и решение Пенсионного фонда от 14 декабря 2020 г. в данной части нельзя признать законным, поскольку в спорные периоды Цой И.А. был направлен на курсы повышения квалификации по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности истца, вызваны необходимостью повышения его профессиональных знаний и навыков, в указанный период за ним сохранялась заработная плата, отчислялись страховые взносы. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2021 г. N 322 соответствующие изменения внесены в пенсионное законодательство, и с 18 марта 2021 г. спорные периоды при обращении с заявлением о назначении пенсии подлежат включению в специальный стаж.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в Республике Узбекистан, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г, действующим на момент возникновения спорных отношений, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", пришел к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности врача в Сырдарьинской областной больнице с 4 сентября 1996 г. по 12 марта 1998 г, в должности врача радиолога в Сырдарьинском областном онкологическом диспансере Республики Узбекистан с 1 июля 1998 г. по 19 апреля 2000 г, поскольку из представленных материалов следует, что Цой И.А. работал в учреждениях, оказывающих лечебную и медицинскую помощь полный рабочий день, за него перечислялись взносы на социальное страхование.
Также в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении периоды включены периоды работы как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев в Сырдарьинской областной больнице врачом- хирургом с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г. - 1 год 7 месяцев 18 дней; врачом-хирургом в Сырдарьинской областной больнице с 13 марта 1998 г. по 3 июня 1998 г.- 4 месяца; врачом-реаниматологом в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан с 24 апреля 2000 г. по 13 ноября 2001 г. - 2 года 4 месяца; врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. и с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. - 7 лет 6 месяцев.
Исходя из того, что право на получение пенсии у Цоя И.А. возникло с 10 сентября 2020 г, пенсия ему может быть назначена с 10 марта 2021 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, согласился с принятым по делу решением в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы истца в должности врача функциональной диагностики в Сырдарьинской областной больнице с 4 сентября 1996 г. по 12 марта 1998 г.; в должности врача радиолога в Сырдарьинском областном онкологическом диспансере Республики Узбекистан с 1 июля 1998 г. по 19 апреля 2000 г, поскольку занимаемые Цой И.А. должности и наименование учреждений позволяют их включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы врачом-хирургом в Сырдарьинской областной больнице в отделении искусственной почки с 13 марта 1998 г. по 3 июня 1998 г. (4 месяца 2 дня), поскольку в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, в том числе, нейрохирургическое (в том числе спинно-мозговой травмы), операционное, операционный блок (оперблок), урологическое (в том числе по пересадке почки), хирургическое (в том числе по пересадке органов), и должность "оперирующие врачи-специалисты всех наименований".
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия отмечено, что период работы Цой И.А. в должности врача-хирурга в Сырдарьинской областной больнице в период с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г. может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости без льготного исчисления, поскольку доказательств выполнения в указанный период функциональных обязанностей врача-хирурга суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что период работы истца врачом-реаниматологом в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан с 24 апреля 2000 г. по 13 ноября 2001 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в календарном исчислении без применения льготного порядка исчисления стажа, поскольку суду ен представлены доказательства того, что истцом осуществлялась деятельность в отделении (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Отменяя решение суда в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы Цоя И.А с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г, с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан, и отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 395, Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами соответственно Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 229 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г, научный центр не отнесен к учреждениям здравоохранения, доказательств тому, что истец, работая в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан, выполнял лечебную работу в лечебном учреждении, не представлено.
При этом судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия принято во внимание, что суд первой инстанции оказывал содействие в собирании доказательств, направлял запросы и отдельное поручение в пенсионный орган и соответствующие учреждения Республики Узбекистан, стороне истца также была предоставлена возможность представить соответствующие доказательства, однако истец и его представитель требуемых доказательств не предоставили.
Установив, что на 10 сентября 2020 г. общий медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах составил 24 года 6 месяцев 19 дней, при требуемом стаже не менее 30 лет, судебная коллегия пришла к выводу, что требование об обязании ОПФР по Республике Хакасия назначить Цою И.А. досрочную страховую пенсию по старости с 10 марта 2021 г. в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не подлежит удовлетворению, а решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в указанной части.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г. в части удовлетворения заявленных исковых требований стороной истца не обжалуется, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанций в обжалованной части.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N665).
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления N665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со статьей 30 Федерального закона N400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-Ф3 (далее - Список N 781), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Правила N1066), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Список N464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Постановление N464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на назначение досрочной страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N1920-О).
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) на момент возникновения спорных отношений были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), с 1 января 2023 г. прекращено действие документа в отношениях Российской Федерации с другими участниками, в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Из пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерацией от 31 января 1994 г. N1-369-18 следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Абзацем третьим пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 предусматривалось, что исчисление сроков выслуги производится по правилам, установленным в данном пункте, в частности врачам - хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В пункте 2 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка.
Пунктом 2 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, поименованы должности врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие, медицинские сестры палатные, в том числе старшие, медицинские сестры-анестезисты.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, отклоняя доводы стороны истца о необходимости зачета периодов работы в должности врача-хирурга в Сырдарьинской областной больнице с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г, в должности врача-реаниматолога в Центральной больнице Гулистанского района Республики Узбекистан в льготном исчислении стажа, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие доказательств выполнения истцом в указанный период работы в определенных отделениях лечебных учреждений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, абзац третий пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в качестве условий для исчисления специального стажа из расчета один год работы за один год и шесть месяцев предусмотрено осуществление лечебной деятельности в определенных должностях и отделениях медицинских учреждений. При этом для врачей-хирургов всех наименований обязательным является осуществление деятельности в отделениях (палатах) хирургического профиля, врачам-анестезиологам-реаниматорам - в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии. Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции доказательств осуществления врачебной деятельности истцом в указанных отделениях медицинских учреждений в спорные периоды суду не представлены.
Доводы кассатора о неправомерном отказе во включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении периода работы в должности врача-хирурга в Сырдарьинской областной больнице в период с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г. подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и направленные на переоценку фактических обстоятельств по делу.
Согласно действовавшему в период прохождения истцом интернатуры Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 г, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 г.), интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста. Для прохождения интернатуры выпускники медицинских институтов зачисляются в качестве врачей-интернов по соответствующей специальности. Заработная плата врачам-интернам выплачивается в течение всего периода в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа. Подготовка врачей-интернов проводится по индивидуальному плану на основании типовых учебных планов и программ. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (пункты 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
В период прохождения Цоем И.А. интернатуры действовало постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", которым были установлены разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации. В приложении N1 к указанному постановлению врачи-интерны включены в раздел 2.1 "Специалисты", согласно должностным обязанностям врачи-интерны осуществляли функции врача под руководством врача-специалиста.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, в том числе врачами-хирургами, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Цоем И.А. функциональных обязанностей врача-хирурга при прохождении им интернатуры в период с 1 августа 1995 г. по 3 сентября 1996 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия, установив, что доказательств выполнения истцом в вышеуказанный период функциональных обязанностей врача-хирурга не представлено, пришла к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.
Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из того, что номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 395, Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами соответственно Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 229 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г, научный центр не отнесен к учреждениям здравоохранения, в отсутствие доказательств того, что истец, работая в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан, выполнял лечебную работу в лечебном учреждении, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что периоды работы Цоя И.А с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. и с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. врачом-анестезиологом реаниматологом в Республиканском научном центре нейрохирургии Республики Узбекистан не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что стороной истца были представлены надлежащие доказательства по делу, подтверждающие выполнение истцом в периоды с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. и с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. лечебной деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, а также, что апелляционной инстанцией не были применены нормы материального права, подлежавшие применению к спорным отношениям, не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта, поскольку повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в суде апелляционной инстанции, были предметом исследования и оценки суда и были отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалованном судебном акте, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г. применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений предоставлено право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судом апелляционной инстанции сведениям, имеющимся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вопреки доводам кассационной жалобы, была дана оценка с учетом Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р. Также судебной коллегией было учтено, что судом предоставлялась возможность стороне истца предоставить соответствующие доказательства в подтверждение осуществления истцом в вышеуказанные периоды лечебной деятельности, однако, после отложения судебного заседания истец и его представитель в судебное заседание не явились, новые доказательства не представили.
Фактически доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют и направлены на ошибочное толкование норм материального права, в связи с чем на основании части 3 статьи 390 и части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судебными инстанциями определены правильно. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех представленных в дело доказательств и установленных обстоятельствах. Судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в апелляционном определении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судами не допущено.
Само по себе несогласие кассатора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Цоя И.А, его представителя Зверевой М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.