Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-721/2022 (УИД 38RS0024-01-2022-000655-82) по иску Савостьяновой Ларисы Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савостьянова Лариса Владимировна (далее по тексту - Савостьянова Л.В, истец) обратилась с иском в суд к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОПФР по Иркутской области, ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 24 августа 2021 г. истец обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решениями ОПФР по Иркутской области от 23 ноября 2021 г. N и от 21 марта 2022 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, при этом в стаж на соответствующих видах работы пенсионным органом не включены периоды ее работы: с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности воспитателя с педагогической нагрузкой уроков математики в областной спецшколе п. Тельма (Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа"), с 1 февраля 2005 г. по 9 сентября 2008 г. в должности заместителя директора по учебной части в областной спецшколе п. Тельма (Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа"), с 1 января 2009 г. по 4 ноября 2010 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма, с 1 января 2011 г. по 9 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма.
В свою очередь Савостьянова Л.В. с решением пенсионного органа не согласилась, указывая, что в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в организациях для детей, в связи с чем просила признать незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 21 марта 2022 г. N, признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г, с 1 февраля 2005 г. по 9 сентября 2008 г, с 1 января 2009 г. по 4 ноября 2010 г, с 1 января 2011 г. по 9 сентября 2011 г, а также возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - 24 августа 2021 г.
Определением Усольского городского суда Иркутской области от 19 июля 2022 г. в связи с отказом истца от иска в части прекращено производство по делу в части требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж на соответствующих работах периодов с 14 августа 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности педагога-организатора с педагогической нагрузкой уроков математики в Областной спецшколе п. Тельма; с 1 апреля 2013 г. по 30 июня 2013 г, с 1 октября 2013 г. по 30 июня 2014 г. и с 5 июля 2014 г. по 4 августа 2014 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Областном государственном образовательном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 19 июля 2022 г. заявленные исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в стаж на соответствующих работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы истца с 1 февраля 2005 г. по 9 сентября 2008 г. в должности заместителя директора по учебной части в Государственном специальном учебно-воспитательном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа", в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. решение Усольского городского суда Иркутской области от 19 июля 2022 г. отменено в части отказа во включении в стаж на соответствующих работах периода работы истца с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г, принято в отмененной части новое решение, которым исковые требования Савостьяновой Л.В. к ОПФР по Иркутской области о включении в педагогический стаж периода работы с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. удовлетворены, на ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж на соответствующих работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы истца с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности воспитателя по 12 разряду с совмещением учителя математики в Государственном специальном учебно-воспитательное учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа". В остальной части решение Усольского городского суда Иркутской области от 19 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Иркутской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, истец Савостьянова Л.В. 24 августа 2021 г. обратилась в УПФР в г. Усолье-Сибирское и Усольском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет.
Решением ОПФР по Иркутской области от 23 ноября 2021 г. N отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, отмечено, что в наличии 19 лет 11 месяцев 20 дней, при требуемом стаже - 25 лет.
Решением ОПФР по Иркутской области от 21 марта 2022 г. ранее принятое решение от 23 ноября 2021 г. отменено, принято новое, которым в назначении страховой пенсии по старости Савостьяновой Л.В. также отказано, указано, что стаж на соответствующих видах работ составил 17 лет 05 месяцев 28 дней, при требуемом 25 лет, при этом в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие оспариваемые Савостьяновой Л.В. периоды ее работы:
с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности воспитателя с педагогической нагрузкой уроков математики в Государственном специальном учебно-воспитательном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа";
с 1 февраля 2005 г. по 9 сентября 2008 г. в должности заместителя директора по учебной части в Государственном специальном учебно-воспитательном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа";
с 1 января 2009 г. по 4 ноября 2010 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма;
с 1 января 2011 г. по 9 сентября 2011 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма.
Согласно сведениям трудовой книжки истца 14 августа 2002 г. она была принята переводом в Областную спецшколу п. Тельма (Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа") на должность педагога-организатора с педагогической нагрузкой уроков математики, 1 февраля 2005 г. переведена заместителем директора по учебной части в этом же учреждении, уволена 9 сентября 2008 г, после чего 10 сентября 2008 г. принята на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а также по совместительству учителем математики в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Тельма, 31 августа 2013 г. уволена по собственному желанию.
Савостьянова Л.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 21 декабря 1998 г.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периода работы с 1 февраля 2005 г. по 9 сентября 2008 г, суд первой инстанции исходил из того, что записями в трудовой книжке подтверждается работа истца на соответствующей должности, каких-либо документов, опровергающих работу истца на полную ставку ответчиком не представлено, в связи с чем пришел к выводу о возложении на пенсионный орган обязанности включить спорный период работы (3 года 07 месяцев 09 дней) в специальный в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Решение суда в указанной части сторонами не обжаловалось и предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 1 января 2009 г. по 4 ноября 2010 г, с 1 января 2011 г. по 9 сентября 2011 г, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды истец осуществляла деятельность в качестве заместителя директора на неполную ставку (0, 5 ставки), при этом не имела необходимой педагогической нагрузки 18 часов в неделю.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения в указанной части, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В указанных частях апелляционное определение не обжалуются, в связи с чем в соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности воспитателя с педагогической нагрузкой уроков математики, а также педагога-организатора в Государственном специальном учебно-воспитательном общеобразовательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразоватепьная школа" суд первой инстанции исходил из того, что по сведениям лицевого счета застрахованного лица спорный период представлен страхователем (работодателем) без указания кода льготы особых условий труда, отсутствуют доказательства ведения преподавательской работы (педагогической нагрузки) в этот период как учителя либо как воспитателя, наименование должности "педагог-организатор" не предусмотрено Списком N 781 от 29 октября 2002 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции относительное периода работы истца с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г, указав, что согласно трудовой книжке истец 14 августа 2002 г. принята переводом в Областную спецшколу п. Тельма (Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа") на должность педагога-организатора с педагогической нагрузкой уроков математики, при этом из содержания письма Министерства образования Иркутской области N от 28 марта 2022 г, следует, что на основании приказа N от 27 сентября 2002 г. истец работала педагогом-организатором, на основании приказа от 27 сентября 2002 г. переведена воспитателем по 12 разряду с совмещением должности учителя математики, данные сведения также подтверждаются заверенной копией личной карточки работника Савостьяновой Л.В.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец, работая воспитателем, не выработала норму рабочего времени, такие сведения отсутствуют в личной карточке работника, ответчиком опровергающих данные сведения доказательств не представлено, в связи в указанном части решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о включении в стаж на соответствующих работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы истца с 27 сентября 2002 г. по 31 января 2005 г. в должности воспитателя по 12 разряду с совмещением учителя математики в Государственном специальном учебно-воспитательное учреждении для детей и подростков с девиантным поведением "Областная специальная общеобразовательная школа".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом именно истцом должны быть представлены доказательства выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы после 1 сентября 2000 г, в связи с чем не основан на законе вывод суда апелляционной инстанции о включения спорного периода работы истца в ее специальный страховой стаж в связи с отсутствием сведений о том, что истец, работая воспитателем, не выработала норму рабочего времени, и не представления пенсионным органом опровергающих данные сведения доказательств.
Кроме того, в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения и документы, в том числе периоды работы (деятельности), включаемые в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за спорный период подтверждают то, что работодатель подавал сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
С учетом изложенного допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права привели к принятию неправильного судебного постановления, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 октября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.