Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-633/2022 (УИД 38RS0017-01-2022-000858-38) по иску Пупышевой Татьяны Антоновны к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на социальную выплату, возложении обязанностей, по кассационной жалобе Пупышевой Татьяны Антоновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пупышева Татьяна Антоновна (далее по тексту - Пупышева Т.А, истец) обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее по тексту - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", ответчик), министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее также - ответчик), просила признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 ноября 2021 г. N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, признать за ней право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о предоставлении Пупышевой Т.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Пупышевой Т.А. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения.
Требования мотивированы тем, что истец с 12 декабря 2005 г. является собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
27 июня 2019 г. указанный многоквартирный дом попал в зону затопления в период чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования, вследствие чего был поврежден и признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии N от 1 августа 2019 г. и постановления администрации Нижнеудинского района от 2 августа 2019 г.
30 июля 2019 г. данное жилое помещение по договору купли-продажи было истцом продано В.Р.В.
Заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 марта 2021 г. данная сделка по продаже истцом квартиры признана мнимой, применены последствия недействительности сделки. Собственники квартир N и N реализовали свое право на получение свидетельств на социальную выплату на приобретение или строительство жилья взамен утраченного.
Пупышева Т.А. в октябре 2021 года обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, в удовлетворении заявления 16 ноября 2021 г. истцу было отказано, с чем истец не согласна, в подтверждение утраты жилого помещения в период чрезвычайной ситуации истцом представлены акт обследования жилого помещения, заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, которое содержит ссылку на постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. "Об определении границ чрезвычайной ситуации" и заключение строительно-технической экспертизы N от 21 июля 2019 г, подтверждающее непригодное для проживания состояние жилого помещения.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 июня 2022 г..исковые требования Пупышевой Т.А. удовлетворены, признано незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 ноября 2021 г..N об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп, за истцом признано право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп, на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" возложена обязанность принять решение о предоставлении Пупышевой Т.А. мер социальной поддержки по обеспечению жильем путем выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года жилого помещения, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп.
На министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Пупышевой Т.А. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года, жилого помещения, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2022 г. решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 июня 2022 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Пупышевой Т.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Пупышева Т.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы 2 и 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение "О порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения" (далее по тексту - Положение).
В силу пунктов 3, 4 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития). Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
Согласно положениям пункта 11 Положения (в редакции от 15 сентября 2021 г, действовавшей на момент принятия органом социальной защиты решения об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки) в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина..
В соответствии с пунктом 16 Положения Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений): 1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; 2) сведений о признании жилого помещения утраченным; 3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; 7) сведения об учетной норме площади жилого помещения; 8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания
Согласно абзацу 4 пункта 18 Положения обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения является основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства.
Как установлено судов апелляционной инстанции и следует из материалов дела, с 12 декабря 2005 г. Пупышева Т.А. являлась собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по "адрес".
По договору купли-продажи от 30 июля 2019 г. данное жилое помещение истцом было продано В.Р.В.
Заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 марта 2021 г. договор купли-продажи, заключенный между Пупышевой Т.А. и В.Р.В, признан недействительным в связи с его мнимостью, применены последствия недействительности сделки.
На основании заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 марта 2021 г, вступившего в законную силу 15 июня 2021 г, Пупышева Т.А. 5 июля 2021 г. зарегистрировала право собственности на квартиру.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956 "Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования" квартира по адресу "адрес", была определена в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате летнего наводнения на территории Нижнеудинского муниципального образования.
10 июля 2019 г. межведомственной комиссией было проведено обследование указанного жилого помещения, составлен акт обследования помещения N от 10 июля 2019 г.
Согласно заключению от 1 февраля 2019 г. N по результатам рассмотрения заключения строительно-технической экспертизы N N, выполненной ООО "МНСЭ" в июле 2019 г, и на основании акта межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 2 августа 2019 г. N "О признании помещения непригодным для проживания" жилой дом N N (кв. N) по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справке администрации Нижнеудинского муниципального образования от 20 апреля 2022 г. жилое помещение по адресу: "адрес", находится в зоне чрезвычайной ситуации, определенной на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N и признано аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в июне-июле 2019 г.
Пупышева Т.А. была включена в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100000 рублей.
6 октября 2021 г. Пупышева Т.А. обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к заявлению документы согласно пункту 12 Положения.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 16 ноября 2021 г. N Пупышевой Т.А. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Пупышевой Т.А, поскольку жилое помещение, в котором проживала Пупышева Т.А, принадлежало ей на праве собственности, в том числе на момент наводнения в июне 2019 года, было включено в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования, до возникновения чрезвычайной ситуации в установленном законом порядке аварийным, непригодным для проживания не признавалось; пунктом 16 Положения не предусмотрено обязательное указание в заключении причин, по которым жилое помещение признано непригодным для проживания; ответчиком не представлено доказательств в обоснование своих возражений, а также доказательств, свидетельствующих, что жилое помещение истца было утрачено ввиду иных причин, не связанных с наводнением (паводком).
При этом суд первой инстанции учел, что собственники двух других квартир в спорном доме (N и N) в связи с утратой жилого помещения (квартиры N N и квартиры N N в данном доме) в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, обращались в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлениями о предоставлении социальной выплаты и им была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения, выданы свидетельства (в августе и сентябре 2019 года), удостоверяющие право на получение социальной выплаты, при этом собственником квартиры N N О.Г.И. указанное свидетельство было реализовано на основании заявления о перечислении социальной выплаты от 18 сентября 2019 г.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, поскольку с соответствующим заявлением в государственное учреждение, подведомственное Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, истец Пупешева Т.А. обратилась 25 декабря 2020 г. - за пределом срока, предусмотренного Положением, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, в связи с чем пришел к выводу о том, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, в связи с чем основания для возможности реализации истцом права по истечению срока, установленного законом, отсутствовали.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что предоставление меры социальной поддержки носит заявительных характер.
Для получения свидетельства на получение социальной выплаты гражданин в срок до 25 декабря 2020 г. обращается с соответствующим заявлением в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству социального развития, которое в свою очередь принимает решение о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты при соответствии гражданина условиям, установленным в пункте 6 Положения, наличии документов в соответствии пунктами 11, 12 Положения и получении ответов на межведомственные запросы в соответствии с пунктом 16 Положения, которые должны содержать, в том числе сведения о признании жилого помещения утраченным.
При соблюдении указанных условий при обращении гражданина с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в порядке, установленным Положением, может быть признано право гражданина на предоставление социальной выплаты.
В указанный срок истец в ОГКУ "Управление социальной защиты по Нижнеудинскому району" с заявлением о получении свидетельства на получение социальной выплаты в связи с утратой в результате наводнения жилого помещения по адресу: "адрес", не обращалась.
Вопреки доводов кассационной жалобы установленный абзацем 4 пункта 11 указанного Положения срок - 1 июня 2022 г. (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19 мая 2022 г. N 386-пп) был установлен в целях обеспечения прав граждан, право на получение социальной выплаты которых было признано на основании судебного решения либо на основании повторного обследования жилого помещения, тогда как истец к таковым не относится и судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что указанные положения правового акта на правоотношения сторон по данному делу не распространяются, поскольку право Пупышевой Т.А. на получение социальной выплаты не признавалось на основании судебного решения либо на основании повторного обследования жилого помещения, вынесенное 26 марта 2021 г. Нижнеудинским городским судом Иркутской области заочное решение о признании заключенного истцом договора купли-продажи недействительным не является решением, подтверждающим право на получение социальной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обращение в учреждение в установленный срок за социальной выплатой В.Р.В. (собственника квартиры по оспоренному истцом договору), в выплате которой ему было отказано, в связи с тем, что на момент чрезвычайной ситуации он не являлся собственником имущества, не свидетельствуют о реализации Пупышевой Т.А. своего права на обращение за получением социальной выплаты, поскольку данный отказ не влечет возникновения права на такую выплату у истца и не освобождает ее от соблюдения установленной процедуры ее получения, в том числе обращения с соответствующим заявлением в государственное учреждение.
Как следует из заочного решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 марта 2021 г, Пупышева Т.А. 30 июля 2019 г. продала В.Р.В. свою квартиру за 250000 рублей заключив договор купли-продажи. Однако В.Р.В. передал ей за квартиру только 50000 рублей, после чего перестал отвечать на ее звонки, после чего неполучение оплаты по договору купли-продажи явилось причиной обращения истца с требованиями об оспаривании договора купли-продажи.
Вместе с тем, субъекты гражданских правоотношений свободны в реализации своих прав и вправе самостоятельно принимать решения в своих интересах, а также самостоятельно несут риски и последствия своих действий. Оспаривание истцом заключенного ею договора купли-продажи не может являться основанием для установления ей иного срока, чем предусмотрено пунктом 11 Положения.
Наличие документов о предоставлении истцу компенсации за утраченное имущество первой необходимости в данном помещении правового значения не имеет, поскольку установленный срок для обращения в государственное учреждение с заявлением о выплате на приобретение или строительство жилья истцом пропущен.
Доводы кассационной жалобы отмену оспариваемого судебного акта не влекут, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пупышевой Татьяны Антоновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.