Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Варнавской Л.С, Жуленко Н.Л.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г.Новосибирске, г.Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-489/2022 (УИД 70RS0009-01-2022-000380-29) по исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области к Рейтеровичу Андрею Евгеньевичу о признании прекратившим права пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, обязании передать ключи от входной двери квартиры, по встречному исковому заявлению Рейтеровича Андрея Евгеньевича к Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе представителя Рейтеровича А.Е. - Чернова Н.С. на решение Северского городского суда г. Томска от 24 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, заключение прокурора Кадошникова С.О, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области (далее по тексту - Управление ЖКХ ТиС) обратилось с иском к Рейтеровичу А.Е, в котором просило выселить ответчика из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; обязать ответчика передать ключи от входной двери квартиры по указанному адресу в УЖКХ ТиС (отдел по учету и распределению жилой площади по адресу: "адрес"); признать ответчика прекратившим право пользования данным служебным жилым помещением.
В обоснование требований указано, что двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности и введена в служебный фонд.
На основании постановления Администрации ЗАТО Северск от 7 июня 2008 г. N1023 указанное служебное жилое помещение предоставлено Рейтеровичу А.Е. по типовому договору найма служебного жилого помещения для временного проживания на период прохождения службы в УВД МВД России в г. Северск, в связи с чем между УЖКХ ТиС и Рейтеровичем А.Е. заключен типовой договор найма служебного жилого помещения от 18 августа 2008 г. N N на период прохождения службы в УМВД России по ЗАТО Северск Томской области.
Согласно пункту 19 договора в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение.
Рейтерович А.Н. в списках сотрудников УМВД России по ЗАТО Северск Томской области не значится. Однако, ответчик до настоящего времени состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении, не имея на то правовых оснований. В добровольном порядке с регистрационного учета не снялся. В настоящее время у Рейтеровича А.Е. не имеется оснований занимать указанное жилое помещение.
Согласно предупреждению о выселении от 9 июля 2021 г. ответчику надлежало в срок до 1 августа 2021 г. освободить жилое помещение по указанному адресу. Также Рейтеровичу А.Е. направлено уведомление о выселении 11 октября 2021 г, которое ответчиком не получено.
Рейтерович А.Е. обратился со встречными иском к УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, в котором просил, с учетом увеличения размера исковых требований, признать за ним право пользования жилым помещением в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", на условиях социального найма, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование встречных исковых требований указано, что 18 августа 2008 г. Рейтеровичу А.Е. предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", по типовому договору найма служебного жилого помещения N N.
Рейтерович А.Е. состоит на учете в УМВД России по ЗАТО Северск Томской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На момент вселения Рейтеровича А.Е. в спорное жилое помещение оно не было зарегистрировано в качестве специализированного жилого помещения, однако с Рейтеровичем А.Е. был заключен договор служебного найма. Отнесение фактически занятой Рейтеровичем А.Е. по договору социального найма квартиры к служебному жилью законом не допускается.
Поскольку на момент заключения договора жилое помещение не относилось к специализированному жилищному фонду, считает, что заключенный УЖКХ ТиС типовой договор найма служебного жилого помещения N N от 18 августа 2008 г. является договором социального найма жилья.
Возложение обязанности на органы местного самоуправления заключить с ответчиком договор социального найма на жилое помещение, относящееся к муниципальному жилищному фонду, не нарушает права Администрации ЗАТО Северск, которая имеет право получить компенсацию из федерального бюджета за предоставленное жилое помещение в соответствии с статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N1026-1 "О милиции", так как данный закон применим к спорным правоотношениям.
Решением Северского городского суда Томской области от 24 июня 2022 г. первоначальные исковые требования удовлетворены, встречный иск оставлен без удовлетворения.
Рейтерович А.Е. признан прекратившим право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Рейтерович А.Е. выселен из указанного служебного жилого помещения.
На Рейтеровича А.Е. возложена обязанность передать УЖКХ ТиС (отдел по учету и распределению жилой площади по адресу: "адрес") ключи от входной двери квартиры.
Указано, что данное решение является основанием для снятия Рейтеровича А.Е. с регистрационного учета по указанному адресу.
С Рейтеровича А.Е. в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 сентября 2022 г. решение Северского городского суда Томской области от 24 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Рейтеровича А.Е. - Чернова Н.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения от прокуратуры Томской области.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что спорное жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, общей площадью 29, 7 кв.м, расположенной по адресу: "адрес", находится в муниципальной собственности (специализированный жилищный фонд).
Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 7 июня 2008 г. N 1023 указанное жилое помещение введено в служебный фонд и в соответствии со статьей 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда, утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 27 июля 2006 г. N 17/3 (в редакции Решения Думы ЗАТО Северск от 21 декабря 2006 г. N 26/6), ходатайством УВД МВД России в г. Северск, заявлением Рейтеровича А.Е. предоставлено последнему на период прохождения службы УВД МВД России в г. Северск.
На основании указанного постановления между УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск и Рейтеровичем А.Е. заключен договор найма служебного жилого помещения от 18 августа 2008 г. N N, согласно которому нанимателю предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: "адрес", для временного проживания.
Согласно пункту 2 данного договора от 18 августа 2008 г. N N жилое помещение предоставляется на период прохождения службы в УВД России в г. Северске. Договор прекращается с окончанием срока службы (подпункт 3 пункта 18). В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 19).
Из справки АО "ЕРКЦ" следует, что Рейтерович А.Е. по настоящее время зарегистрирован в спорном жилом помещении.
С 16 июня 1993 г. Рейтерович А.Е. проходил службу в МВД России.
Приказом УМВД России по ЗАТО Северск от 4 октября 2010 г. N N Рейтерович А.Е. уволен из органов внутренних дел по пункту "в" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Согласно сообщению Врио начальника УМВД России по ЗАТО Северск от 8 июля 2021 г. N N, Рейтерович А.Н. в списках сотрудников УМВД России по ЗАТО Северск Томской области не значится.
Из ответов УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, УМВД России Томской области следует, что Рейтерович А.Е. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий не значится, сведения, подтверждающие факт постановки его на учет, отсутствуют.
9 июля 2021 г. УЖКХ ТиС в адрес Рейтеровича А.Е. направлено требование о выселении, согласно которому Рейтеровичу А.Е. надлежало освободить жилое помещение в срок до 1 августа 2021 г. 11 октября 2021 г. ответчику повторно направлено уведомление о выселении, которое им не получено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, предоставлено Рейтеровичу А.Е. для временного проживания на период прохождения им службы, договор найма служебного жилого помещения от 18 августа 2008 г. N N Рейтеровичем А.Е. не оспаривался, недействительным в установленном законом порядке не признан, в связи с увольнением Рейтеровича А.Е. из органов внутренних дел договор найма служебного жилого помещения между сторонами прекратил свое действие, ответчик не относится к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения, оснований для признания права пользования Рейтеровичем А.Е. служебным жилым помещением на условиях договора социального найма по делу не установлено, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требования УЖКХ ТиС и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Рейтеровича А.Е.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых судебных постановлений незаконными.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее - Типовое положение), сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Выводы судов основаны на указанных нормах материального права, правильно примененных при разрешении спора.
При этом, суды правомерно исходили из того, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. При этом, установленные пунктом 28 Типового положения дополнительные льготы для сотрудников полиции, не могут рассматриваться как противоречащие нормам жилищного законодательства, указанные положения необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленные на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.
Учитывая, что из содержания приведенных норм права следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт нахождения такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также учитывая, что в материалы дела доказательств того, что ответчик состоял либо состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, не представлено, а также то, что по условиям заключенного между истцом и Рейтеровичем А.Е. договора найма служебного жилого помещения спорная квартира была предоставлена ответчику на период прохождения им службы, после окончания которой указанный договор прекращает свое действие, суды пришли к правильному выводу о том, что Рейтерович А.Е. обязан освободить занимаемое им жилое помещение без предоставления другого жилья.
Доводы кассационной жалобы о том, что Рейтерович А.Е. состоял на учете по улучшению жилищных условий, в связи с чем имел право на получение жилья по договору социального найма подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент вселения Рейтеровича А.Е. в спорное жилое помещение оно не было зарегистрировано в качестве специализированного жилого помещения, в связи с чем с ним не мог быть заключен договор служебного найма, на законность оспариваемых судебных постановлений не влияют.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 7 июня 2008 г. N 1023 спорное жилое помещение введено в служебный фонд и одновременно предоставлено Рейтеровичу А.Е. на период прохождения им службы УВД МВД России в г. Северск. Сам по себе, факт отсутствия в ЕГРН сведений о данном жилом помещении, как служебном, не свидетельствует об отсутствии у жилья такого статуса. Из категории служебных оно не исключалось, предоставлено и используется Рейтеровичем А.Е. по договору найма служебного жилого помещения. При этом, материалы дела не содержат сведений о предоставлении спорного жилого помещения Рейтеровичу А.Е. по договору социального найма.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северского городского суда г. Томска от 24 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Рейтеровича А.Е. - Чернова Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.