Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-92/2022 по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2022 г, вынесенное по административному иску Магомедрасулова Магомеда Мустафаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Магомедрасулов М.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском (впоследствии уточненным) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, ставших архивными, в отношении земельного участка с кадастровым номером N (архивный кадастровый номер N), площадью 8500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и установлении его кадастровой стоимости равной рыночной в размере 10 515 000 рублей по состоянию на 1 декабря 2012 г.
В основание заявленных требований указано, что установленная в отношении принадлежащего Магомедрасулову М.М. земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 8500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 10 515 000 рублей. Разрешены вопросы о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, распределении судебных расходов.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит решение суда отменить как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия оснований для пересмотра кадастровой стоимости. Ссылается на нарушения, допущенные экспертом при расчете рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода. Указывает об использовании непроверенных аналогов.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные своевременно и в надлежащей форме, не явились. Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда не находит.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К спорным правоотношениям, исходя из даты установления оспариваемой кадастровой стоимости - 1 декабря 2012 г, подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу части 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной цены типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, административный истец Магомедрасулов М.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N (архивный кадастровый номер N), площадью 8500 кв.м, расположенного по адресу "адрес" относящийся к категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешённого использования "под станцию технического обслуживания".
Таким образом, административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость указанного объекта, поскольку является плательщиком земельного налога исходя из размера кадастровой стоимости (ст. 390 НК РФ).
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан" в размере 21 518 260 рублей по состоянию на 1 декабря 2012 г.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500, вступившим в силу с 1 января 2020 г.
13 октября 2020 г. в соответствии с Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500 по состоянию на 1 января 2020 г. установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 5 958 934 рублей 97 копеек.
Таким образом, на момент обращения Магомедрасулова М.М. в суд с административным иском (1 февраля 2022 г.) оспариваемые сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка на праве собственности в размере 21 518 260 рублей стали архивными, но срок их применения охватывается сроком давности.
Удовлетворяя административное исковое заявление на основе оценке собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере рыночной стоимости, поскольку последняя ниже утвержденной кадастровой.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Административным истцом в подтверждение исковых требований представлен отчет об оценке N 22/01-025 от 17 января 2022 года, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" ФИО12, согласно которому по состоянию на 1 декабря 2012 года рыночная стоимость оспариваемого земельного участка составляет 9 288 800 рублей.
На основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях установления размера рыночной стоимости спорного земельного участка, исходя из категории дела и обстоятельств, подлежащих доказыванию, определением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2022 г. по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Дагестанская ЛСЭ Минюста России.
Однако в связи с загруженностью экспертного учреждения и невозможностью составления заключения, материалы дела возвращены в суд без его составления и определением суда от 18 мая 2022 г. по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ИМА-КОМ".
По результатам судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Има-Ком" ФИО13, представлено заключение N 154/22 от 17 июля 2022 г, согласно которому отчет об оценке N 22/01-025 от 17 января 2022 года, выполненный экспертом-оценщиком ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" ФИО14 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности; математические ошибки, при этом не выявлены. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 года установлена экспертом в размере 10 497 990 рублей.
Суд, в связи с выявленными недостатками, повлиявшими на выводы эксперта, определением от 31 августа 2022 г, назначил проведение повторной судебной экспертизы, поручив ее проведение ООО "Профэксперт".
В соответствии с выводами заключения повторной судебной оценочной экспертизы N 065/090922-Э от 15 сентября 2022 г. судебного эксперта ООО "Профэксперт" ФИО15. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 10 515 000 рублей.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода. В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 24, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки экспертом было произведено исследование рынка.
Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7. Аналоги подобраны по виду разрешенного использования, месторасположению, площади.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранных подходов (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО N 7.
Экспертом мотивирован отказ от применения доходного и затратного подходов к определению рыночной стоимости, оснований усомниться в обоснованности которого у судебной коллегии не имеется.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка.
Эксперт является не заинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
По мнению судебной коллегии, заключение судебной оценочной экспертизы полностью соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем оснований к назначению повторной либо дополнительной судебной экспертизы по правилам ст. 77, 83 КАС РФ, не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Замечаний на содержание и результаты судебной экспертизы от лиц, участвующих в деле, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций не поступало.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о несопоставимости оспариваемой архивной стоимости в размере 21 518 260 рублей по состоянию на 1 декабря 2012 г. вновь установленной кадастровой стоимости равной 5 958 934 рубля 97 копеек, установленной по состоянию на 1 января 2020 г, принятого в качестве дополнительного основания к удовлетворению требований и определении кадастровой стоимости в размере рыночной на основании заключения повторной судебной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы об уменьшении налоговых поступлений в бюджет не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку принципами налогового законодательства являются: всеобщность налогообложения, то есть обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П); соразмерность налогообложения, то есть при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к их уплате. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (п. п. 1, 3 ст. 3 НК РФ); обоснованность налогообложения и недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, толкование в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости в размере, не соответствующей рыночной, и исчисление из нее налоговых и неналоговых платежей, не отвечает изложенным принципам законодательства, и не может признаваться законной; а обращение в суд с административными требованиями о ее оспаривании нельзя рассматривать как необоснованное снижение поступлений в бюджеты различных уровней. Иное означало бы нарушение прав налогоплательщиков, гарантированных действующим законодательством.
Период действия архивной стоимости судом установлен верно, равно как и разрешен вопрос о распределении судебных расходов. В указанной части решение суда не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Нарушения норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.