Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-73/2022 по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Суоярвский район", Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2022 года, которым удовлетворен административный иск Киселева И.П. о признании не действующим в части решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года N 284 "Об отмене решения от 27 мая 2020 года N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц" (в редакции от 23 ноября 2016 года N 188).
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Бокша А.М, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Киселева И.П, Балафендиева Н.У, Карпова С.А, Суржко Г.А, возражавшего против ее удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 на территории Суоярвского городского поселения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.
Решением Совета Суоярвского городского поселения от 23 ноября 2016 года N 188 в решение от 27 ноября 2014 года N 85 внесены изменения и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378 Налогового Кодекса Российской Федераций и предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федераций, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в размере 2 процента.
Решением Совета Суоярвского городского поселения от 27 мая 2020 года N 185 в решение от 27 ноября 2014 года N 85 дополнено пунктом 3.4, согласно которому установлена пониженная ставка в размере 0, 5 процента на имущество физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по вышеуказанным объектам налогообложения (пункт 3.4).
Решением Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года N 284 решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 мая 2020 года N 185 отменено. Пунктом 2 предусмотрено, что данное решение вступает в силу со дня его опубликования.
Индивидуальный предприниматель Киселев И.П. обратился в Верховный Суд Республики Карелия с административным иском, в котором просил признать пункт 2 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 года N 284 недействующим со дня его принятия, ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерции.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2022 года административный иск удовлетворён. Признан не действующим со дня принятия пункт 2 решения Совета Суоярвского городского поселения от 24 декабря 2021 ода N 284 "Об отмене решения от 27 мая 2020 года N 185 "О внесении изменений в решение Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении и введении в действие на территории Суоярвского городского поселения налога на имущество физических лиц" (в редакции от 23 ноября 2016 года N 188) в части отмены со дня его опубликования первого предложения пункта 3.4 решения Совета Суоярвского городского поселения от 27 ноября 2014 года N 85 "Об установлении налога на имущество физических лиц" и распространения его действия в части отмены указанного предложения на правоотношения 2022 года.
В апелляционных жалобах администрация муниципального образования "Суоярвский район", Управление Федеральной налоговой службы по Республики Карелия простят решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310, части 1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены определения суда является рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1).
Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных данным Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств (часть 3).
Рассматривая настоящее административное дело в отсутствие заинтересованного лица Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия, суд посчитал, что оно извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Между тем такой вывод суда первой инстанции не соответствует процессуальному закону и фактическим обстоятельствам.
Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания.
Статьей 96 названного Кодекса установлено, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение (часть 1).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд (часть 3).
Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Документы, подтверждающие размещение судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела (часть 7).
Из приведенного правового регулирования следует, что независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.
Из материалов административного дела усматривается, что в судебном заседании 19 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.
В судебном заседании 17 августа 2022 года в котором был объявлен перерыв до 22 августа 2022 года представитель Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия участия не принимал.
Определением Верховного Суда Республики Карелия от 17 августа 2022 года рассмотрение дела отложено на 22 августа 2022 года.
В случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы (часть 6 статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
В судебном заседании от 22 августа 2022 года, в котором постановлено решение суда, представитель Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия участия не принимал.
Из протокола данного судебного заседания усматривается, что суд определилпровести судебное заседания в отсутствие названного лица, поскольку оно надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания. При этом в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие извещение каким-либо способом Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия о времени и месте судебного разбирательства.
Материалы дела также не содержат сведений о дате размещения на официальном сайте Верховного Суда Республики Карелия в сети интернет информации об отложении судебного заседания на 22 августа 2022 года.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что названное лицо не извещено о рассмотрении дела 22 августа 2022 года.
В силу пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выявленные нарушения норм процессуального права в силу пункта 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловным основанием к отмене решения суда с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2022 года по административному делу подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а административное дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 22 августа 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.