Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-250/2022 по апелляционной жалобе Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. на решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года, которым в удовлетворении их административного искового заявления о признании не действующим в части Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43, отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, представителя Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области и Управления финансов Администрации Кадуйского муниципального района Вологодской области Бережного С.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Муниципальным Собранием Кадуйского муниципального района Вологодской области 27 июня 2007 года принято решение N 63 об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района.
Пунктом 4 Положения 2007 года было предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии исчисляется путём определения разницы между месячным денежным содержанием лица, замещавшего должность муниципального служащего, начисленным в зависимости от имеющегося стажа, и размером пенсии, начисленной в соответствии с федеральным пенсионным законодательством
Ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа муниципальной службы 12, 5 лет у мужчин и 10 лет у женщин устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 30% месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа сверх требуемого.
Общая сумма пенсии и доплаты не может превышать 60% месячного денежного содержания лица, замещающего должность муниципальной службы.
Пунктом 6 Положения 2007 года предусмотрено, что в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной доплаты к пенсии, включаются: должностной оклад по должности муниципальной службы; районный коэффициент; надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, за квалификационный разряд, за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; денежное поощрение; премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер.
Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района (далее - Положение), а также признано утратившим силу решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с последующими изменениями), за исключением пункта 3. Решение от 28 сентября 2016 года N 75 опубликовано в Кадуйской районной газете "Наше время" 6 ноября 2021 года N 82.
Решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43 "О внесении изменений в решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 28 сентября 2016 года N 75 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района", Положение изложено в новой редакции. Решение от 31 мая 2022 года N 43 опубликовано в Кадуйской районной газете "Наше время" 11 июня 2022 года N 42.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения муниципальным служащим пенсия за выслугу лет назначается при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Положению, в размере 55 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, применяемого для расчета ежемесячной пенсии за выслугу лет (далее - база для расчета пенсии за выслугу лет), за вычетом всех иных пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством.
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх вышеуказанного стажа база для расчета пенсии за выслугу лет увеличивается на 1 %, но не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) либо государственной пенсии не может превышать 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Лицам, получающим государственную пенсию, ежемесячная пенсия за выслугу лет назначается только по достижении возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", или после назначения страховой пенсии по инвалидности.
Размер ежемесячной пенсии за выслугу лет не может быть меньше одной тысячи рублей в следующих случаях:
- при расчете размера пенсии за выслугу лет, когда размер всех пенсий, начисленных в соответствии с федеральным пенсионным законодательством, превышает 60 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего;
- при расчете в сторону уменьшения пенсии за выслугу лет в связи с изменением в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии.
Согласно пункту 3.3 Положения в состав среднемесячного денежного содержания включаются: должностной оклад, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет (стаж муниципальной службы), ежемесячная надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение, премии, выплачиваемые по результатам муниципальной службы, кроме премий, носящих единовременный характер, районный коэффициент.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что лицам, которым назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с изменениями и дополнениями), сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей.
Размер доплаты подлежит перерасчету в случаях:
- изменения в соответствии с законодательством размера страховой пенсии по старости, размера страховой пенсии по инвалидности или размера государственной пенсии;
- увеличения после назначения доплаты пенсии за выслугу лет стажа муниципальной службы, дающего право на назначении пенсии за выслугу лет.
Согласно пункту 5.2 Положения доплата к пенсии, установленная в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района" (с изменениями и дополнениями), считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в настоящем абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 настоящего Положения.
Административные истцы Виноградова С.К, Цветкова И.Н, Журавлева О.Л. обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующим со дня принятия:
пункт 3.1 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления района, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 сентября 2016 года N 75, в редакции решения Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 31 мая 2022 года N 43;
в части установления верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего и установления размера минимальной пенсии за выслугу лет в размере 1000 рублей;
и пункты 3.3, 5.1 и 5.2 Положения.
По мнению административных истцов, оспариваемое правовое регулирование нарушает их права на пенсионное обеспечение, противоречит положениям Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", закона Вологодской области от 05 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области". Административные истцы полагают, что после внесения в 2022 году изменений в Положение происходит улучшение положения пенсионеров, выходящих на пенсию с муниципальной службы, поскольку для них определен более высокий минимальный порог пенсии за выслугу лет, в то время как пунктами 5.1, 5.2 Положения для ранее вышедших на пенсию муниципальных служащих сохраняется минимальный размер пенсии за выслугу лет в 30 % их месячного денежного содержания. Также административные истцы полагают, что установление верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего противоречит принципу равенства прав муниципального и государственного гражданского служащего, поскольку согласно закону Вологодской области от 05 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего за выслугу лет составляет 80 процентов.
Решением Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Виноградова С.К, Цветкова И.Н, Журавлева О.Л. просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", относящим пенсию за выслугу лет к одному из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности) и выплачиваемую одновременно с ней (подпункт 1 пункта 1 статьи 5, пункт 2 статьи 7).
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым в статье 86 установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Проанализировав вышеприведенные нормы, а также положения статей 1, 19, 20, пункта 11 статьи 44, статьи 45 Устава Кадуйского муниципального района Вологодской облати, утвержденного решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 3 августа 2005 года N 86 (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия, а также формы и порядка его опубликования, что не оспаривается административным истцом.
Исходя их правовой природы пенсии за выслугу лет, выплачиваемой дополнительно к установленным в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, и поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
При таком положении следует признать верным вывод суда первой инстанции о том, что орган местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета в отношении как вновь, так и ранее назначенных пенсий, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств местного бюджета.
Исследовав представленные административным ответчиком решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 15 декабря 2021 года N 75 "О районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области от 28 апреля 2022 года N 31 "Об исполнении районного бюджета на 2021 год", сведения о консолидированном бюджете Кадуйского муниципального района за период 2021 и 2022 годов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с позиции экономической обоснованности и финансовых возможностей местного бюджета объективные критерии установления ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кадуйского муниципального района Вологодской области согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности, вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, и не могут рассматриваться как противоречащие требованиям и нормам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд правильно заключил, что условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), в связи с чем довод апелляционной жалобы о несоответствии верхнего предела размера пенсии за выслугу лет в 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего установленному законом Вологодской области от 05 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области" максимальному размеру пенсии государственного гражданского служащего за выслугу лет, составляющей 80 процентов, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Разрешая заявленные требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое положение пунктов 5.1 и 5.2 Положения не противоречат федеральному и региональному законодательству, предусматривают, что лица, которым была назначена доплата к пенсии в соответствии с решением Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района от 27 июня 2007 года N 63 сохраняют право на получение этой доплаты в назначенном размере, но не менее одной тысячи рублей, указанная доплата к пенсии считается пенсией за выслугу лет, назначенной на условиях, в порядке и размере, предусмотренном указанным в данном абзаце Положением, и выплачиваемая с учетом пункта 5.1 данного Положения.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение Муниципального Собрания Кадуйского муниципального района Вологодской области 27 июня 2007 года не опубликовано, правового значения для разрешения спора не имеет, так как предметом судебной проверки является иной нормативный правовой акт.
Положения пунктов 5.1 и 5.2 обеспечивают сохранение права муниципального служащего на получение фактически назначенной ему ранее доплаты и каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Виноградовой С.К, Цветковой И.Н, Журавлевой О.Л. - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.