Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-999/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН" о признании не действующим в части Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 26 августа 2021 г. N 543-ПП, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН" на решение Свердловского областного суда от 10 октября 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН" Пыцко М.О, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного ответчика Правительства Свердловской области Григорьева В.В, представителя заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Никитина А.А. и представителя заинтересованного лица Администрации города Екатеринбурга Захаровой А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Курышкиной О.А, полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 августа 2021 г. Правительством Свердловской области принято постановление N 543-ПП, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Положение).
Данный документ опубликован 31 августа 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и согласно пункту 4 указанного постановления вступил в силу на следующий день после его официального опубликования, то есть с 1 сентября 2021 г.
Названным Положением установлены порядок и условия размещения объектов, виды которых определены перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее также - Перечень видов объектов).
В пункте 3 Положения предусмотрено, что размещение на землях, земельных участках или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, виды которых определены перечнем видов объектов (далее также - объект), осуществляется на основании разрешения на использование земель (земельного участка), находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - разрешение, разрешение на использование земель).
Главой 2 Положения определены условия размещения объектов.
В частности, установлено, что размещение на землях, земельных участках или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, указанных в пунктах 20, 22 - 25, 28 и 30 Перечня видов объектов, осуществляется за плату по результатам торгов (пункт 5);
размещение на землях, земельных участках или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, указанных в пунктах 10, 11 (для объектов, относящихся к иным сооружениям связи), 15, 17, 18, 19 (для объектов, доступ к которым осуществляется на возмездной основе), 26 (для спортивных и детских площадок, доступ к которым осуществляется на возмездной основе), 29 и 31 Перечня видов объектов, осуществляется без проведения торгов за плату, размер которой определяется в порядке, указанном в главе 5 Положения (пункт 6).
В главе 7 Положения приведены заключительные и переходные положения и в пункте 68 предусмотрено, что положения пунктов 5 и 6 Положения в части взимания платы применяются к действующим разрешениям, выданным до вступления Положения в силу, с 1 октября 2021 г. на будущие периоды размещения объектов на землях, земельных участках или части земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом плата рассчитывается и взимается в соответствии с пунктами 50 - 53 и 55 - 59 Положения.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИТАН" (далее - ООО "ТИТАН", общество), которому разрешения на использование земель для размещения объектов выданы до вступления Положения в силу, сроком на 49 лет, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 68 Положения в той мере, которой для действующих разрешений, выданных до вступления Положения в силу, с 1 октября 2021 г. на будущие периоды устанавливается, рассчитывается и взимается плата за размещение объектов, указанных в пунктах 5 и 6 Положения, ссылаясь на его противоречие статье 4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 4 и статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что разрешения выданы ему на основании постановления Правительства Свердловской области от 10 июля 2015 г. N 482-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов", которое не предусматривало плату за размещение объектов, виды которых установлены Перечнем видов объектов, в связи с чем у общества возникли оправданные (законные) ожидания, что условия использования земель, определённые разрешениями, останутся неизменными в течение всего срока их действия. Однако, предусмотрев в оспариваемом пункте 68 Положения, что размещение данных объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, и распространив это правило на ранее возникшие правоотношения, Правительство Свердловской области нарушило принцип законных ожиданий и запрет на придание закону обратной силы, тем самым ухудшило положение общества.
Решением Свердловского областного суда от 10 октября 2022 г. административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТИТАН", поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административным ответчиком Правительством Свердловской области и заинтересованными лицами Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга, а также прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении дела, проанализировав положения пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", суд установил, что Положение принято уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и официального опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300.
Руководствуясь приведёнными нормами федерального законодательства, суд пришёл к правильному выводу о том, что Правительство Свердловской области вправе было определять порядок и условия размещения объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, в том числе устанавливать плату за размещение этих объектов.
Оценивая доводы административного истца о том, что коль скоро разрешения на использование земель ему были выданы на условиях, не предусматривающих взимание платы, Правительство Свердловской области не вправе было осуществить правовое регулирование, устанавливающее такую плату, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из приведённого положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как уже указано, согласно пункту 6 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Федеральным законодательством предусматривается размещение указанных объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.
Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка, равно, как и разрешения на использование земель для размещения объектов, выданные административному истцу, имеют схожую правовую природу, поскольку связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.
Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что использование земель или земельных участков в случаях, предусмотренных статьёй 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется бесплатно.
Вопреки доводам административного истца, суд обоснованно констатировал, что правоотношения по использованию административным истцом для размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются длящимися, а оспариваемый пункт 68 Положения вводит правило о взимании платы по действующим разрешениям, выданным до вступления Положения в силу, начиная с 1 октября 2021 г, то есть обратной силы не имеет.
По приведённым основаниям суд также правильно не согласился с доводами административного истца о нарушении Правительством Свердловской области принципа законных ожиданий.
Апелляционная жалоба доводов, которые бы не были проверены и исследованы судом первой инстанции, не содержит, и, по сути, сводится к несогласию с правовой оценкой суда.
Выводы суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований в решении подробно мотивированы, основаны на анализе законодательства, имеющего большую юридическую силу и регламентирующего правоотношения, по поводу которых возник спор, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 10 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.