Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N судебного района " "адрес"" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N судебного района " "адрес"" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - первый заместитель Мэра "адрес" по городскому хозяйству ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, ФИО1 просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недопустимость доказательств, полученных в ходе контрольно-надзорного мероприятия, которое проведено в нарушение установленного моратория на проведение проверок.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно положениям части 2 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Органы государственного контроля (надзора) при выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений и установлении сроков их исполнения обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации (часть 2.9 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-пр, главное управление регионального государственного контроля и лицензирования "адрес" является исполнительным органом "адрес", осуществляющим полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) и лицензирования, декларирования на территории края, определенные настоящим положением (пункт 1.1). Региональный государственный жилищный контроль (надзор) в силу пункта 3. ДД.ММ.ГГГГ указанного положения отнесен к полномочиям названного исполнительного органа "адрес".
Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" по городскому хозяйству ФИО1 не исполнил требования предписаний: N П2021-02.1-2247 от ДД.ММ.ГГГГ, N П20210-2.1-0712 от ДД.ММ.ГГГГ, N П2021-02.1-2461 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных консультантом межрайонного отдела государственного жилищного надзора об устранении нарушений законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранены нарушения части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 49 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в многоквартирных домах "адрес", признанных аварийными: N по "адрес", N по "адрес", N по "адрес" и N по "адрес".
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещения в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу пункта 49 названного Положения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ орган местного самоуправления обязан принять решение и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.
Неисполнение требований, изложенных в предписаниях N П2021-02.1-2247 от ДД.ММ.ГГГГ, N П20210-2.1-0712 от ДД.ММ.ГГГГ и N П2021-02.1-2461 от ДД.ММ.ГГГГ повлекло возбуждение в отношении должностного лица органа местного самоуправления - первого заместителя Мэра "адрес" по городскому хозяйству ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и привлечение его к административной ответственности по указанной норме.
Фактические обстоятельства совершенного ФИО1 административного правонарушения подтверждаются: протоколом по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N.2-10-1033/2022 (л.д. 6-8); предписаниями N П2021-02.1-2247 от ДД.ММ.ГГГГ, N П20210-2.1-0712 от ДД.ММ.ГГГГ, N П2021-02.1-2461 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17 19, 29-30, 36-37); актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-23, 26-28, 33-35), решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-ржн (л.д.41-44), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N П2022-02.1-0762 (л.д.47-51), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ N П2022-02.1-0762 (л.д.52), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N о признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу (л.д.56), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N о проведении реконструкции многоквартирного "адрес" и предоставлении жилых помещений на время проведения реконструкции (л.д.60), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N о признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим сносу (л.д.66), постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N о признании многоквартирного "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов (л.д.69) и иными материалами, получившими оценку судов на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вывод нижестоящих судебных инстанций о наличии в бездействии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Субъект административной ответственности установлен верно.
Законность выданного предписания была предметом проверки судов и сомнений не вызывает.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, включая его субъективную сторону, характеризующуюся умыслом.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).
Неисполнение должностным лицом законного предписания органа государственного надзора (контроля) свидетельствует об осознании им противоправности своего поведения, предвидении его вредных последствий и сознательном их допущении либо безразличном отношении к ним.
Доводы жалобы должностного лица органа местного самоуправления о том, что в его действиях отсутствует событие вмененного в вину административного правонарушения со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ) были предметом оценки судов двух инстанций и отклонены по приведенным в соответствующих судебных актах мотивам, которые признаются верными.
Судами установлено, что неисполненные первым заместителем Мэра "адрес" по городскому хозяйству ФИО1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ выданы органом регионального государственного контроля и лицензирования по результатам контрольных мероприятия, проведенных государственным органом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления в порядке вышеизложенных положений части 2 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающей правила в отношении государственного контроля и надзора за осуществлением органами местного самоуправления и их должностными лицами своих полномочий.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ в 2022 году предусмотрено, что в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по перечисленным основаниям. К таким основаниям подпункт "а" пункта 3 постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ относит при условии согласования с органами прокуратуры необходимость проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Таким образом, названные положения позволяют в отношении органа местного самоуправления и его должностных лиц при согласии прокурора и невозможности по имеющимся документам оценить исполнение предписания осуществить внеплановую проверку исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Выданные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предписания, для целей исполнения которых и.о. начальника главного управления регионального государственного контроля и лицензирования "адрес" ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая проверка администрации Хабаровска, направлены на устранение такого рода нарушений, поскольку проживание граждан в многоквартирных домах 1934, 1940, 1941, 1956 годов построек, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, создает непосредственную угрозу жизни жильцов. Согласие первого заместителя прокурора "адрес" органом государственного контроля получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40, 41).
Пункт 8 постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, положения которого приводятся заявителем в обоснование правильности своей позиции, регламентирует порядок продления предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вопросы действия во времени предписаний, выданных в порядке Федерального закона N 131-ФЗ до дня вступления в силу указанного постановления и действующих на день вступления его силу, названный пункт постановления Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ не регулирует, на что верно указано нижестоящими судами.
По существу все доводы жалобы были предметом тщательной проверки судей в ходе рассмотрения дела, своего подтверждения не нашли и опровергаются материалами настоящего дела, о чем подробно изложено в судебных актах нижестоящих судов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N судебного района " "адрес"" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Центрального районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - первого заместителя Мэра "адрес" по городскому хозяйству ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного
суда общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.