Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 июля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Лобашова Ю.М. к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику территориального отделения г. Комсомольск-на-Амуре филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от "данные изъяты", признании нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобашов Ю.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ), филиалу "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ, начальнику территориального отделения г. Комсомольск-на-Амуре филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ о признании незаконным и отмене решения от "данные изъяты" об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства в "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением начальника территориального отделения г. Комсомольск-на-Амуре филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ от "данные изъяты" ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения в виде предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Между тем он является ветераном военной службы, уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с "данные изъяты", общая продолжительность военной службы составляет более 20 календарных лет, по настоящее время жильем по нормам действующего законодательства не обеспечен, несмотря на то, что при увольнении был оставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с "данные изъяты". После увольнения с военной службы решением ФГКУ "Востокрегионжилье" с "данные изъяты" был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Полагает, что наличие у него доли жилого помещения общей площадью 11, 525 кв.м. не исключает его право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на получение жилищной субсидии, поскольку обеспеченность жилым помещением не превышает учетную норму в избранном месте жительства в "адрес". При наличии соответствующих срока военной службы, основания увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации он подлежит обеспечению жильем в порядке, установленном пунктом 1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих. При этом им были предприняты все необходимые меры по освобождению ранее предоставленного жилого помещения, каких-либо умышленных действий с целью создания нуждаемости он не совершал.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 16 декабря 2021 года гражданское дело по иску Лобашова Ю.М. передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 июля 2022 года, административные исковые требования Лобашова Ю.М. оставлены без удовлетворения.
4 октября 2022 года административным истцом Лобашовым Ю.М. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 28 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с выводами судов, считает, что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих", устанавливаются, в том числе гражданам, уволенным с военной службы, и он отвечает всем необходимым условиям для обеспечения жильем в соответствии с данным Федеральным законом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды исходили из того, что Лобашов Ю.М, уволенный с военной службы приказом командующего войсками Восточного военного округа по личному составу от "данные изъяты" в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") и исключенный с "данные изъяты" приказом командира войсковой части "данные изъяты" от 4 "данные изъяты" из списков личного состава воинской части, решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от "данные изъяты" снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, данное решение постановлением Президиума Дальневосточного окружного военного суда от 10 октября 2018 года признано законным, поскольку общая площадь жилого помещения, находящегося у него в пользовании (двухкомнатная квартира общей площадью 46, 1 кв.м. по адресу: "адрес" превышает учетную норму, установленную по избранному месту жительства, и, руководствуясь положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пришли к выводу, что Лобашов Ю.М. не имеет право на повторное обеспечение жильем в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, он сохраняет право пользования предоставленным в период военной службы от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением, которое не было сдано, в связи с чем признали оспариваемое решение от 27 апреля 2021 года N 5 законным, в том числе по основанию пропуска административным истцом установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения в суд.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим нормативным правовым актом, устанавливающим законодательные правила регулирования жилищных отношений (части 2 и 8 статьи 5), предусматривает в целях предоставления гражданам жилых помещений возможность принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления и вместе с тем одновременно оговаривает необходимость специального жилищного учета, направленного на обеспечение реализации дополнительных жилищных гарантий для отдельных категорий граждан (статьи 49 и 52), к которым, в частности, действующим законодательством отнесены и военнослужащие.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом законодатель, как следует из положений указанной правовой нормы, использует комплексный подход при регулировании данной сферы общественных отношений, основанный как на применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации, его статьи 53 об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так и на закреплении специальных правил и условий предоставления жилищных гарантий, к которым, в частности, относится требование об однократности их предоставления военнослужащим, содержащееся в абзаце первом пункта 14 статьи 15 этого Федерального закона.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Признавая решение начальника территориального отделения г. Комсомольск-на-Амуре филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" МО РФ от "данные изъяты" законным, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что административный истец, утративший статус военнослужащего "данные изъяты", на основании решения от "данные изъяты" был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обеспечен за счет государства жилым помещением по адресу: "адрес" "адрес" в качестве самостоятельного субъекта жилищных правоотношений, невозможность сдачи указанного жилья лишает его права на повторное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, соответственно, у административного ответчика не имелось оснований для признания Лобашова Ю.М. нуждающимся в жилом помещении по заявлению, поданному за рамками военно-служебных отношений.
Доводы кассационной жалобы административного истца правильность выводов судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и основаны на неправильном толковании примененных судами норм материального права.
Вопреки позиции Лобашова Ю.М, возможность сохранения за ним права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" после утраты им статуса военнослужащего законом поставлена в зависимость от признания такого лица нуждающимся в улучшении жилищных условий в период военной службы, между тем таких условий не установлено.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судами не допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 14 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобашова Ю.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.