Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Алексеева Р.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Луковцев Ю.Т. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 6 "данные изъяты"-ДИЗО/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения садоводства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", квартал "Ботанический сад", возложении обязанности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка с последующим заключением в установленном порядке договора аренды на срок не менее 5 лет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что "данные изъяты" года он обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения садоводства земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенного в "адрес"", с условным номером "данные изъяты", в ответ на которое Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска письмом от 6 N-ДИЗО/22 отказал в согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории ДСК "Сосновка", проект межевания которого утвержден в составе проекта межевания территории квартала "Ботанический сад" распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 1 декабря 2020 года N 1886-р, в связи с чем распределение земельного участка относится к компетенции общего собрания членов садоводческого товарищества.
С данным решением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его права, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 1000 кв.м. ранее был частью земельного участка площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером N, распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 1 декабря 2020 года N 1886-р по результатам публичных слушаний указанный земельный участок был разделен на два земельных участка площадью 1000 кв.м. с видом разрешенного использования - под садоводство и 800 кв.м. - территория общего пользования, также из базы данных ГИС ИНГЕО не следует, что спорный земельный участок расположен в пределах территории ДСК "Сосновка".
На основании определения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ "Сосновка".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года, административный иск Луковцева Ю.Т. удовлетворен, решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от "данные изъяты"ДИЗО/22 признано незаконным, на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Луковцева Ю.Т. от "данные изъяты"-ДИЗО/22 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения садоводства.
25 октября 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Алексеевым Р.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 3 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Луковцевым Ю.Т. требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для согласования предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку данный земельный участок находится в пределах садово-огороднического товарищества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Из материалов административного дела следует, что "данные изъяты" Луковцев Ю.Т. обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для ведения садоводства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", образованного в соответствии с проектами планировки и межевания территории квартала "Ботанический сад" городского округа "город Якутск", утвержденными распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 2 августа 2017 года N 1267р.
Решением Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, изложенным в письме от "данные изъяты"-ДИЗО/22, Луковцеву Ю.Т. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с его расположением на территории ДСК "Сосновка", созданного гражданами для ведения огородничества и садоводства, проект межевания которого утвержден в составе проекта межевания территории квартала "Ботанический сад" распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 1 декабря 2020 года N 1886-р, поэтому распределение такого земельного участка относится к компетенции общего собрания членов товарищества.
Удовлетворяя административные исковые требования Луковцева Ю.Т, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из того, что Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска не представлены доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в составе территории СНТ "Сосновка" (ранее ДСК "Сосновка").
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными и основанными на законе.
Исходя из положений пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под территорией ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд понимается территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд.
Из положений статьи 4.1 указанного Федерального закона следует, что в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения. Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
Между тем, как правильно указали суды, административный ответчик в обоснование законности принятого решения по заявлению Луковцева Ю.Т. не представил доказательства, подтверждающие расположение спорного земельного участка в составе земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика правильность выводов судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.