Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению КГУП "Камчатский водоканал" к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании постановления недействующим.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, пояснения руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Губинского В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя КГУП "Камчатский водоканал" Гончаренко Ю.М. относительно доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей, что определение суда апелляционной инстанций является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель КГУП "Камчатский водоканал" обратился в Камчатский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать недействующим нормативный правовой акт - постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Решением Камчатского краевого суда от 1 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления КГУП "Камчатский водоканал" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года решение Камчатского краевого суда от 1 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано недействующим с даты принятия постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" в части утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" на 2019 год.
14 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, поданная через Камчатский краевой суд 2 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года и оставлении в силе решения Камчатского краевого суда от 1 марта 2022 года.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что признание постановления РСТ Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 недействующим в части утверждения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2019 год противоречит основам ценообразования и иным нормам законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку изменения в сфере водоснабжения повлекут изменения в сфере водоотведения. Апелляционное определение противоречит нормативно-правовым актам в сфере тарифного регулирования водоснабжения и водоотведения и фактически неисполнимо РСТ Камчатского края. Расчет фонда оплаты труда соответствует основам ценообразования. Вывод суда апелляционной инстанции о нарушении РСТ Камчатского края порядка расчета расходов на оплату труда в части неприменения минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда является ошибочным, основанным на неправильном толковании пункта 52 Основ ценообразования и не соответствует обстоятельствам дела, действующему законодательству. Если Организация ЖКХ, осуществляющая регулируемые виды деятельности, при государственном регулировании тарифов при расчете расходов на персонал ссылается на федеральное ОТС, то такие расходы должны учитываться только в случае предъявления этой организацией официального подтверждения своего участия в отраслевой системе социального партнерства. Подход, принятый РСТ для расчета расходов на оплату труда, является единым в рамках регулирования всех организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, что в свою очередь было детально изучено в рамках досудебного спора между КГУП "Камчатский водоканал" и службой.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2022 года кассационная жалоба Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы России; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Часть 2 статьи 329 КАС РФ устанавливает, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применен такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Как следует из материалов настоящего административного дела и установлено судами, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, действующая на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 424-П.
13 декабря 2018 года на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края принято постановление N 358 об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы", а именно:
- производственная программа КГУП "Камчатский водоканал" в сфере холодного водоснабжения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019-2023 годы (Приложение N 1);
- долгосрочные параметры регулирования КГУП "Камчатский водоканал" на долгосрочный период регулирования для установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (Приложение N 2);
- производственная программа КГУП "Камчатский водоканал" в сфере водоотведения в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019-2023 годы (приложение N 3);
- долгосрочные параметры регулирования КГУП "Камчатский водоканал" на долгосрочный период регулирования для установления тарифов на водоотведение потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы (Приложение N 4);
- экономически обоснованные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой (без НДС);
- экономически обоснованные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Петропавловск- Камчатского городского округа, с календарной разбивкой (с НДС);
- льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" для населения и исполнителей коммунальных услуг для населения Петропавловск-Камчатского городского округа с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года;
- льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" ресурсоснабжающим организациям для непосредственного производства горячей воды населению Петропавловск- Камчатского городского округа с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года;
- экономически обоснованные тарифы на водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Петропавловск-Камчатского городского округа с календарной разбивкой (без НДС);
- экономически обоснованные тарифы на водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям (кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения) Петропавловск-Камчатского городского округа с календарной разбивкой (с НДС).
Постановление N 358 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 18 декабря 2018 года.
26 июля 2019 года по результатам рассмотрения заявления КГУП "Камчатский водоканал" о разногласиях в связи с установлением тарифов на 2019 год Федеральной антимонопольной службой принято решение N 31/65018/19 о частичном удовлетворении требований КГУП "Камчатский водоканал" в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) КГУП "Камчатский водоканал" для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе, Службе предписано в срок до 1 сентября 2019 года пересмотреть тарифы КГУП "Камчатский водоканал" на питьевое водоснабжение для потребителей в Петропавловск-Камчатском городском округе на 2019 год, принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов, при этом:
-дополнительно учесть в составе основного производственного персонала КГУП "Камчатский водоканал" в сфере водоснабжения 6, 5 штатных единиц контролёров;
-дополнительно учесть в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) по питьевому водоснабжению расходы на оплату труда основного производственного персонала в размере 4 519, 81 тысяч рублей и отчисления на социальные нужды в размере 1 546, 13 тысяч рублей в связи с увеличением численности основного производственного персонала;
-дополнительно учесть в составе административно-управленческого персонала КГУП "Камчатский водоканал" по водоснабжению 1, 5 штатных единиц абонентского отдела;
-дополнительно учесть в составе НВВ по питьевому водоснабжению расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в размере 1 476, 61 тысяч рублей и отчисления на социальные нужды в размере 515, 93 тысяч рублей в связи с увеличением численности административно-управленческого персонала по абонентскому отделу;
-дополнительно учесть в составе НВВ по статье "Охрана труда (в части расходов на компенсацию молока и проведение медицинского осмотра)" по водоснабжению - 1 412, 98 тысяч рублей;
-дополнительно учесть в составе НВВ по статье "Расходы на услуги автотранспорта (аренда)" по питьевому водоснабжению - 206, 23 тысяч рублей;
-дополнительно учесть в составе НВВ по статье "Социальные гарантии" по водоснабжению - 25, 92 тысяч рублей.
На основании данного решения 14 августа 2019 года Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края на основании решения внесены изменения в Постановление N 358, которые опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20 августа 2019 года.
Полагая постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 13 декабря 2018 года N 358 "Об утверждении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение КГУП "Камчатский водоканал" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы" постановленным с нарушением порядка расчета расходов на оплату труда и, как следствие, не соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, представитель КГУП "Камчатский водоканал" обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав административного истца.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя административный иск КГУП "Камчатский водоканал", апелляционный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э, исходил из того, что при установлении тарифов на 2019 года органом регулирования не учтены действующие на дату принятия оспариваемого постановления в сфере водоснабжения и водоотведения Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года, которыми для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года установлена в размере 10 303 рублей, что соответствует тарифному предложению регулируемой организации.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расчет органом регулирования заработной платы, исходя из ставки, равной 6 779 рублей, является неправомерным и экономически необоснованным, в связи с чем оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Само по себе несогласие регулирующего органа с такими выводами, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений Пятым апелляционным судом общей юрисдикции судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.