Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Алексеева Владимира Владимировича на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-320/2022 по административному иску Алексеева Владимира Владимировича к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, объяснения Алексеева В.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алексеев В.В. обратился в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ о признании его злостным нарушителем установленного порядка и условий отбывания наказания в виде принудительных работ.
В обоснование иска истец указал, что постановление вынесено незаконно, поскольку процедура признания злостным нарушителем проведена формально в один день, без предоставления права на защиту.
ДД.ММ.ГГГГ он был направлен на медицинское освидетельствование, при этом принимал лекарственные и успокоительные препараты, которые могли влиять на его общее состояние. При прохождении освидетельствования прибор был технически не исправен. Считает, что медицинское освидетельствование проведено в нарушение требований Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ NЗн.
Решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Алексеева В.В. отказано.
18 июля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Алексеева В.В, поданная через Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) 3 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, поскольку они приняты с нарушением норм материального, процессуального права, при неправильном определении обстоятельств по делу.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней заявитель указывает, что постановление о признании его злостным нарушителем порядка отбывания наказания в связи с употреблением спиртных напитков является необоснованным, поскольку факт употребления им спиртных напитков не нашел своего подтверждения, Акт медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством, поскольку принят с нарушением в том числе порядка проведения медицинского освидетельствования. Ссылается на плохое самочувствие в день проведения освидетельствования, повышенную температуру, головную боль, на то, что он принимал лекарство, назначенное ему врачом.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба Алексеева В.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо административного истца не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы административного истца Алексеева В.В, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
В соответствии с частями 2, 3, 6 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Согласно части 7.1 статьи 16 УИК РФ наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.
Частью 1 статьи 60.4 УИК РФ установлено, что в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации
Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны, в том числе выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров (часть 2 статьи 60.4 УИК РФ).
Согласно пункту "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ отнесено к злостным нарушениям порядка и условий отбывания принудительных работ.
Осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра (часть 3 названной статьи).
Как установлено судами и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.В. отбывает наказание в виде принудительных работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) на основании постановления Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ оперативным дежурным ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по "адрес" (Якутия) ФИО5 выявлено нарушение Алексеевым В.В. установленного порядка отбывания наказания. Установлено, что Алексеев В.В. находился на рабочем месте в котельной ФКУ ИК-7 УФСИН России по "адрес" (Якутия) в 07 часов 00 минут с признаками алкогольного опьянения, из ротовой полости исходил специфический запах алкоголя, речь невнятная, что подтверждается рапортом от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ оперативным дежурным дежурной службы отдела безопасности ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) выдано направление в Ленскую Центральную районную больницу на прохождение Алексеевым В.В. медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно акту медицинского освидетельствования на состояние опьянения N31 от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.В. в процессе проведения исследования с использованием технического средства измерения АКПЭ- N N прерывал выдох воздуха, в связи с чем, врачом в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения N 31 сделана запись "от медицинского освидетельствования отказался". Административный истец 5 раз прерывал выдох воздуха.
Указанные действия врача согласуются с подпунктом 3 пункта 19 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н, согласно которому медицинское заключение "от медицинского освидетельствования отказался" выносится в случае фальсификации выдоха.
Согласно справке фельдшера-нарколога Ленской центральной районной больницы от ДД.ММ.ГГГГ у доставленного осужденного Алексеева В.В. внешний вид обычный, из ротовой полости резкий запах алкоголя, походка шаткая, поведение - возбужден.
Согласно рапорту старшего инспектора ГОТДиВР ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ с осужденным Алексеевым В.В. проведена беседа по факту нарушения.
Заседание дисциплинарной комиссии ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ проведено с участием осужденного Алексеева В.В.
Постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка и условий отбывания наказания на основании пункта части 2 статьи 60.15 УИК РФ - в связи с употреблением спиртных напитков. На постановлении стоит подпись осужденного об объявлении ему указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято с соблюдением установленного порядка, основанием для его вынесения послужило нарушение осужденным Алексеевым В.В. порядка отбывания наказания, факт нарушения административным истцом порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждение исследованными судом доказательствами.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 329 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила N 329 от 29 декабря 2016 года), пунктом 15 которых установлено, что осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил.
Согласно Типовому положению о дисциплинарной комиссии исправительного центра, утвержденного приказом Минюста России от 19 ноября 2020 года N 287, заседания комиссии проводятся в присутствии осужденного, поведение которого рассматривается на заседании. Осужденный вправе высказать мнение по существу рассматриваемого на заседании комиссии вопроса, которое вносится в протокол комиссии. Комиссия может принять решение о внесении начальнику исправительного центра (председателю комиссии) представления о признании осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении им злостного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 60.15 УИК РФ, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 60.15 УИК РФ.
Частью 2 статьи 60.16 УИК РФ предусмотрено, что при применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам, предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса, учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения.
Вопреки доводам административного истца материалами дела подтверждается факт нарушения им порядка отбывания наказания ДД.ММ.ГГГГ. Так факт употребления Алексеевым В.В. спиртных напитков подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе рапортами оперативных дежурных и помощника оперативного дежурного ФКУ ИЦ-1 от ДД.ММ.ГГГГ, актом должностных лиц ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой врача-терапевта, из которых следует, что из ротовой полости осужденного исходил резкий запах алкоголя, актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, согласно которому Алексеев В.В. отказался от прохождения медицинского освидетельствования; направлением оперативного дежурного на медицинское освидетельствование Алексеева В.В.
При этом суды верно исходили из того, что в данном случае согласно положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сам факт употребления спиртного напитка, независимо от количества употребленного спиртного и установления нахождения в состоянии алкогольного опьянения, является злостным нарушением порядка и условий отбывания принудительных работ.
Доводы кассационной жалобы о том, что в день, когда было проведено медицинское освидетельствование, Алексеев В.В. был сильно уставшим, так как работал вторую смену подряд, плохо себя чувствовал, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления, поскольку не опровергают факт нарушения истцом установленного порядка отбывания наказания.
Ходатайство административного истца Алексеева В.В. об осмотре приложенных к жалобе н рецептов врача, подлежит отклонению, поскольку в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о правомерности вынесения оспариваемого постановления, о соблюдении ответчиком установленного порядка привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности. Такие выводы судов соответствуют положениям действующего законодательства и совокупности установленных по делу обстоятельств и не опровергнуты доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Доводы административного истца являлись предметом тщательной проверки судебных инстанций, им в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Несогласие административного истца с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.