Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" на решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 сентября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-518/2022 по административному иску Задворочновой Светланы Владимировны к администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах", Комиссии при муниципальном образовании "Поселок Нижний Куранах" о признании незаконным действий.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Задворочнова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать действия администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" (далее - Администрация), выразившиеся в издании распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ "О создании комиссии по обследованию жилого "адрес"" и акта визуального обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, признать распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ "О создании комиссии по обследованию жилого "адрес"" и акт визуального обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.
В обоснование иска указано, что во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Администрация создала комиссию, путем издания распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ, которая произвела осмотр жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес" ДД.ММ.ГГГГ составила акт. Задворочнова С.В. полагает, что администрация должна была обратиться в межведомственную комиссию для проверки ее доводов о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, а не создавать другую комиссию, которая при принятии спорного решения не несет никакой ответственности.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне истца привлечены отдел опеки и попечительства муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия), прокурор, в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13
Решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 сентября 2022 года, административное исковое заявление Задворочновой С.В. удовлетворено, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании комиссии по обследованию жилого "адрес" Республики Саха (Якутия) и акт визуального обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными.
18 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах", поданная через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) 1 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов.
В кассационной жалобе представитель ответчика ссылается на отсутствие в апелляционном определении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года указаний на конкретный способ проверки доводов истца, указанным судебным актом на администрацию МО "Посёлок Нижний Куранах" не возложена обязанность обратиться в межведомственную комиссию при администрации, указанный жилой дом и так признан авариным и подлежащим сносу. Полагают, что признание дома аварийным и подлежащим сносу предполагает его непригодность для проживания и включает в себя "опасность для жизни и здоровья граждан".
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ ГУП PC (Я) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" проведено обследование конструкций жилого дома по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) составлено заключение о техническом состоянии указанного многоквартирного дома.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, назначенной Главой администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах", жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (Якутия) "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу на основании пунктов 33-34 Положения.
ДД.ММ.ГГГГ Задворочнова С.В. обратилась с заявлением к главе администрации Муниципального образования "Нижний Куранах" о принятии мер по расселению указанного многоквартирного дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено о невозможности включения многоквартирного дома в государственную программу Республики Саха (Якутия).
Полагая, что со стороны администрации Муниципального образования "Нижний Куранах" имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по расселению жильцов указанного многоквартирного дома, Задворочнова С.В. обратилась в суд с иском.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года отменено решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2021 года об отказе в удовлетворении иска Задворочновой С.В. принято новое решение, которым требования Задворочновой С.В. удовлетворены частично.
Признаны незаконными бездействие администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" по непринятию мер по проверке доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном "адрес". На администрацию муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем проверки доводов Задворочновой С.В. о наличии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном "адрес", и принятия решения о незамедлительном выселении граждан при подтверждении доводов Задворочновой С.В. и признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан.
В целях исполнения апелляционного определения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2021 года администрацией муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" издано распоряжение N о создании комиссии обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Комиссия, созданная на основании указанного распоряжения, провела визуальное обследование жилого дома по адресу: "адрес".
Согласно акту визуального обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу об отсутствии обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном многоквартирном "адрес". Комиссия не нашла оснований для принятия решения о немедленном выселении граждан и признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемые распоряжение и акт визуального обследования жилого дома приняты с нарушением действующего законодательства, Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, нарушают права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с соответствующим выводом нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Положение), действие которого согласно его пункту 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав которой включаются представители органа местного самоуправления, органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 33 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых актов) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно пункту 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
С учетом изложенного решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относится к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследование жилого "адрес" проводилось созданной комиссией визуально, акт и заключение комиссии не содержат сведений о проведении обследования многоквартирного дома на предмет непригодности проживания в нем по причине аварийного состояния, представляющего опасность для жизни и здоровья граждан, и требующего немедленного расселения, либо специализированной организацией либо соответствующими специалистами с использованием оборудования, при этом какие либо замеры не проводились.
Таким образом, выводы судов о том, что оспариваемые распоряжение и акт визуального обследования жилого дома приняты с нарушением указанного Положения являются верными, доказательства о наличии у членов комиссии соответствующей квалификации, позволяющей принять решение о том, представляет ли по своему техническому состоянию жилой дом опасность для жизни и здоровья граждан, требующую немедленного расселения, суду не предоставлены.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, все они являлись предметом проверки судов, получили надлежащую оценку и были мотивировано отклонены.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.