Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Туктамышева О.В., рассмотрев кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на определение Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-4301/2022, по административному иску прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Хабаровского края, администрации города Хабаровска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к Правительству Хабаровского края и администрации города Хабаровска, в котором просил обязать Правительство Хабаровского края произвести финансирование администрации города Хабаровска в целях строительства объекта дорожной сети в границах "адрес". Обязать администрацию "адрес" построить объект дорожной сети в границах "адрес", в пределах предоставленного финансирования".
Определением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 августа 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство строительства Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края.
В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края заявил ходатайство о передаче административного дела для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд города Хабаровска, по месту нахождения административных ответчиков -администрации города Хабаровска и Правительства Хабаровского края.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 сентября 2022 года оставленным без изменения апелляционным определением судьи Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года, в удовлетворении ходатайства отказано.
25 ноября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Правительства Хабаровского края, поданная 3 ноября 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска, в которой ставится вопрос об отмене определения судьи районного суда о возврате административного искового заявления и апелляционного определения поскольку они приняты с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 327.1 КАС РФ данная кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно частям 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Проверив поступившие материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции право обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Разрешая ходатайство административного ответчика о передаче административного дела по подсудности в Центральный районный суд города Хабаровска и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что спорный земельный участок в границах вышеуказанных улиц в городе Хабаровске расположен в Индустриальном районе города Хабаровска, полномочия администрации города Хабаровска распространяются на всю территорию города Хабаровска; полномочия Правительства Хабаровского края распространяются на всю территорию Хабаровского края; заявленные прокурором требования касаются исполнения административными ответчиками своих полномочий по месту нахождения спорного земельного участка, расположенного в Индустриальном районе г. Хабаровска; правовые последствия в виде возложения обязанности совершить определенные действия, возникнут на территории Индустриального района, где расположен спорный земельный участок, на котором прокурор города Хабаровска просит построить объект дорожной сети, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства.
В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2 статьи 22 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" и в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ). Например, административное исковое заявление об оспаривании бездействия в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения, по ликвидации несанкционированной свалки, по очистке от сорной растительности может быть подано по месту совершения необходимых действий.
Если полномочия органа или лица распространяются на территорию нескольких районов населенного пункта (весь населенный пункт), территорию субъекта Российской Федерации, нескольких субъектов Российской Федерации или всю территорию Российской Федерации, административное исковое заявление (заявление), подсудное районному суду (арбитражному суду субъекта Российской Федерации), по выбору административного истца (заявителя) может быть подано также в суд того района (субъекта Российской Федерации), на территории которого исполняется оспариваемое решение либо возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия) (часть 2 статьи 22 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Таким образом, поскольку прокурором заявлены требования о возложении обязанности на ответчиков по финансированию и строительству объекта дорожной сети на территории Индустриального района города Хабаровска, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении ходатайства Правительства Хабаровского края о передаче дела по подсудности в Центральный районный суд города Хабаровска по месту нахождения Правительства Хабаровского края и администрации города Хабаровска, поскольку в данном случае при определении подсудности дела правовое значение имеет место расположения территории, на которой необходимо осуществить строительство объекта, где возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых решения, действий (бездействия).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к иному толкованию примененных судом норм процессуального законодательства и не содержат доводов, изменяющих правильность определения суда и являющихся основанием для отмены судебного акта.
Предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение Индустриального районного суда города Хабаровска от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Судья О.В. Туктамышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.