Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Курильский городской округ" на решение Курильского районного суда Сахалинской области от 4 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Курильского района к администрации муниципального образования "Курильский городской округ" о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Потаповой Е.Н. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Курильского района обратился в Курильский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Курильский городской округ" от 4 февраля 2022 года N 86 в части установления срока отселения до 1 сентября 2025 года, возложить на администрацию МО "Курильский ГО" обязанность принять меры к незамедлительному отселению физических и юридических лиц (при наличии) из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курильск, ул.Урожайная, д.7.
Решением Курильского районного суда Сахалинской области от 4 мая 2022 года административное исковое заявление заместителя прокурора Курильского района удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации муниципального образования "Курильский городской округ" от 4 февраля 2022 года N 86 в части установления срока отселения до 1 сентября 2025 года. На администрацию МО "Курильский городской округ" возложена обязанность принять меры к незамедлительному отселению физических и юридических лиц (при наличии) из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курильск, ул.Урожайная, д.7.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года решение Курильского районного суда от 4 мая 2022 года изменено в части. На администрацию муниципального образования "Курильский городской округ" возложена обязанность отселить физических лиц из многоквартирного дома N 7 по улице Урожайная города Курильска в разумный срок, но не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение оставлено без изменения.
1 декабря 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Курильский городской округ", поданная через Курильский районный суд Сахалинской области 18 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы представитель административного ответчика указал, что исполнение администрацией своих обязанностей напрямую зависит от исполнения иными лицами своих обязанностей в рамках исполнения региональной программы. В связи с тем, что региональная программа ее исполнителями в полной мере в 2020-2022 годах не была выполнена, постановлением правительства Сахалинской области от 31 января 2022 года N 27 внесены изменения в постановление от 29 марта 2019 года N 133, в том числе в части планируемой даты окончания переселения граждан из многоквартирного дома по адресу: г.Курильск, ул.Урожайная, д.7 в срок до 1 августа 2024 года. Администрация предприняла меры к устранению несоответствия постановления N 462 региональной программе, и постановлением от 4 февраля 2022 года N 86 внесла изменения в части сроков отселения физических и юридических лиц до 1 сентября 2025 года, то есть до окончания сроков исполнения региональной программы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2022 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Курильский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился представитель администрации муниципального образования "Курильский городской округ"; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, постановлением администрации МО "Курильский ГО" от 4 мая 2016 года N 462 многоквартирный дом N 7 по улице Урожайной в Курильском районе города Курильска Сахалинской области признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 1), срок отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома установлен до 1 августа 2020 года (пункт 2).
Постановлением администрации МО "Курильский ГО" от 4 февраля 2022 года N 86 срок отселения физических и юридических лиц из вышеуказанного многоквартирного дома изменен и установлен до 1 сентября 2025 года.
Между тем, из отчета ООО "Фама Про" от августа 2015 года следует, что уже в 2015 году в многоквартирном доме объемно-планировочные и конструктивные решения здания жилого дома не соответствуют требованиям, предъявляемым к зданиям, расположенным в сейсмических районах, строительные конструкции здания находились в работоспособном и ограниченно-работоспособным состояниях, при проведении капитального ремонта здания следовало привести его объемно-планировочные и конструктивные решения в соответствие действующим нормам, что потребует уменьшение его этажности, однако в связи с технической и экономической нецелесообразностью проведения капитального ремонта рекомендовано произвести его снос.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что 22 апреля 2022 года в ходе комиссионного обследования дома с участием инженера по надзору за строительством МКУ "Управление капитального строительства" Курильского городского округа, начальника производственно-технического отдела МУП "Жилкомсервис", начальника ТОНД Курильского района сделан вывод об угрозе жизни проживающих в доме, о чем составлен акт осмотра.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что установленный до 1 сентября 2025 года срок является чрезмерно длительным, неразумным и нарушающим права нанимателей и собственников жилых помещений, пребывание которых в многоквартирном доме представляет опасность для их жизни и здоровья.
Не оспаривая выводы суда о незаконности оспариваемого постановления в части установления срока отселения до 1 сентября 2025 года по причине его неразумности, судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с выводами суда о необходимости незамедлительного отселения граждан из многоквартирного дома.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что исполнение администрацией своих обязанностей напрямую зависит от исполнения иными лицами своих обязанностей в рамках исполнения региональной программы, администрация предприняла меры к устранению несоответствия постановления N 462 региональной программе, и постановлением от 4 февраля 2022 года N 86 внесла изменения в части сроков отселения физических и юридических лиц до 1 сентября 2025 года, то есть до окончания сроков исполнения региональной программы, - направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств. При этом приведенные административным ответчиком доводы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курильского районного суда Сахалинской области от 4 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Курильский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.