Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Бузьской Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Ольги Владимировны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании решения незаконным
по кассационной жалобе Васильевой Ольги Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Васильева О.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 15 марта 2022 года Васильевой О.В. было отказано в назначении пенсии по причине того, что в период замещения ею должности аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области с 22 октября 1998 года по 4 октября 2002 года данная должность относилась к государственным должностям государственной службы Амурской области. Не согласившись с указанным решением, истец просила суд признать решение Министерства социальной защиты населения Амурской области от 15 марта 2022 года N 6 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным; возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность назначить пенсию с момента обращения с заявлением, но не ранее возникновения права на пенсию.
Решением Благовещенского городского суда от 8 июня 2022 года исковые требования Васильевой О.В. удовлетворены. Решение Министерства социальной защиты населения Амурской области от 15 марта 2022 года N 6 признано незаконным, на ответчика возложена обязанность назначить Васильевой О.В. пенсию за выслугу лет с момента обращения с заявлением, но не ранее возникновения права на пенсию.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 сентября 2022 года решение Благовещенского городского суда от 8 июня 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Васильевой О.В. отказано.
В кассационной жалобе Васильева О.В. просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что замещаемая истцом должность аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области в соответствии как с ранее действовавшим, так и с действующим законодательством относилась к государственным должностям государственной службы Амурской области категории "А", учреждалась в установленном законом порядке для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, в связи с чем Васильева О.В. обоснованно претендует на назначение пенсии за выслугу лет. Полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Васильева О.В. в период с 22 октября 1998 года по 11 октября 2002 года замещала должность аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области.
4 февраля 2022 года Васильева О.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Решением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 15 марта 2022 года N 6 Васильевой О.В. в назначении пенсии за выслугу лет отказано в связи с тем, что Законами Амурской области от 1 июля 1996 года N 99-03 "О государственной гражданской службе области", от 27 декабря 1996 года N 123-03 "О реестре государственных должностей государственных служащих области" данная должность относилась к государственным должностям государственной службы Амурской области.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, учел положения Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (действовавшего на период замещения Васильевой О.В. должности аудитора), Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закона Амурской области от 1 июля 1996 года N 99-ОЗ "О государственной службе области" (действовавшего на период замещения Васильевой О.В. должности аудитора), Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области", Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области" пришел к выводу, что должность, замещаемая истцом, - аудитор контрольно-счетной палаты области, была отнесена к государственным должностям государственной службы Амурской области как на момент ее замещения истцом (то есть с 22 октября 1998 года по 11 октября 2002 года), так и после вступления в законную силу Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-03 (то есть после 1 января 2007 года).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что должность аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области, которую замещала Васильева О.В. в период с 22 октября 1998 года 4 октября 2002 года, была учреждена для обеспечения исполнения полномочий лица, занимающего государственную должность субъекта, которая после принятия Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261-03 "О государственной гражданской службе Амурской области" была отнесена к категории должностей государственной гражданской службы Амурской области. Законодательством Амурской области разграничены правовые основания и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Амурской области (Закон Амурской области от 13 декабря 2006 года N260-03) и государственным гражданским служащим Амурской области (Закон Амурской области от 13 декабря 2006 года N 261 - 03). Вместе с тем, Васильева О.В. как в период с 22 октября 1998 года по 4 октября 2002 года, так и на дату вступления в силу Закона Амурской области от 13 декабря 2006 года N 260-03 государственную должность субъекта Российской Федерации, в том числе поименованную в части 4 статьи 1 этого закона, не замещала, следовательно, действие данного закона на нее, как ошибочно полагал суд первой инстанции, не распространяется.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют представленным в деле доказательствам, установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") (документ утратил силу с 1 января 2023 года).
В период замещения Васильевой О.В. должности аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области в период с 22 октября 1998 года по 11 октября 2002 года действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ; утратил силу с 1 февраля 2005 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), который устанавливал правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ государственная должность определялась как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (абзац первый пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).
Государственные должности в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ подразделялись на:
1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А". Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ; признан утратившим силу пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации");
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б" (подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ);
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В" (подпункт 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" давался в Реестре государственных должностей в Российской Федерации (абзац седьмой пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, являлась частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включались государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагался перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждался Президентом Российской Федерации (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ следует, что государственные должности подразделялись на государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (государственные должности категории "А"), а также на должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", и учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (соответственно, государственные должности категорий "Б" и "В").
При этом государственные должности категорий "Б" и "В" относились к государственным должностям государственной службы.
Регулирование отношений в сфере государственной службы Амурской области и правовое положение государственных служащих Амурской области в период замещения Васильевой О.В. должности аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области в период с 22 октября 1998 года по 11 октября 2002 года осуществлялось в соответствии с нормативными положениями Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ "О государственной службе области" (далее - Закон Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ; этот закон утратил силу с 1 февраля 2005 г. в связи с принятием Закона Амурской области от 27 мая 2005 г. N 3-ОЗ "О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области", за исключением части 3 статьи 8, утратившей силу со дня вступления в силу Закона Амурской области от 28 июня 2005 г. N 22-ОЗ "О квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы области").
Согласно пунктам 1, 3 статьи 1 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ "О государственной службе области" под государственной службой в этом законе понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти области. Государственная служба исполнялась в органах государственной власти на штатных государственных должностях, включенных в соответствующий Реестр государственных должностей государственной службы.
Понятие государственной должности было дано в пункте 1 статьи 3 Закона Амурской области от 1 июля 1996 г. N 99-ОЗ - учрежденная в установленном порядке должность в областном Совете народных депутатов, Администрации области и иных органах государственной власти с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа и ответственностью за исполнение этих обязанностей, содержащаяся за счет средств областного бюджета.
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) введено понятие "государственная гражданская служба Российской Федерации" вместо ранее применявшегося понятия "государственная должность государственной службы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (статья 8 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Федеральный закон, регулирующий деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в настоящее время отсутствует.
В Амурской области были приняты два закона: Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" и Закон Амурской области от 13 декабря N 261-ОЗ "О государственной гражданской службе Амурской области", вступившие в силу с 1 января 2007 г.
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" (далее также - Закон Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ) установлен перечень лиц, замещающих государственные должности Амурской области, основы их правового статуса, определены виды и объемы предоставляемых им государственных гарантий.
Частью 1 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ предусмотрено, что государственной должностью Амурской области является должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 1 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ к государственным должностям Амурской области относятся в том числе должности: председателя контрольно-счетной палаты области, заместителя председателя контрольно-счетной палаты области, аудитора контрольно-счетной палаты области.
Лицу, замещающему государственную должность Амурской области, предоставляется пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных данным законом, иными нормативными правовыми актами области (пункт 6 части 1 статьи 8 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).
Лицо, замещавшее государственную должность Амурской области, имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств областного бюджета, исходя из размера базового денежного вознаграждения с учетом срока замещения государственной должности области (часть 6 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).
Право на пенсию за выслугу лет возникает с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" (часть 3 статьи 12 Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ).
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" в статье 17 предусмотрены переходные положения, в силу которых лицо, замещающее на день официального опубликования данного закона должность, указанную в части 4 статьи 1 этого же закона, является лицом, замещающим государственную должность области, и на него распространяется действие названного закона со дня вступления его в силу.
Из приведенных нормативных положений, подлежащих применению к спорным отношениям, следует, что законодательством субъекта Российской Федерации Амурской области разграничены государственные должности Амурской области и должности государственной гражданской службы Амурской области, различающиеся по своей правовой природе, видам и объемам предоставляемых государственных гарантий, в том числе в части условий установления пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности, и государственным гражданским служащим.
Суд апелляционной инстанции обосновано учел, что должность аудитора контрольно-счетной палаты Амурской области, которую замещала Васильева О.В. в период 22 октября 1998 года по 4 октября 2002 года, включалась в категорию государственных должностей государственной службы субъекта Российской Федерации. На день официального опубликования Закона Амурской области от 13 декабря 2006 г. N 260-ОЗ "О государственных должностях Амурской области" Васильева О.В. лицом, замещающим государственную должность области, указанную в части 4 статьи 1 этого же закона, не являлась.
Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 5 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.