Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Бузьской Е.В, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантюхова Игоря Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании решения незаконным, возложении обязанности
по кассационной жалобе Пантюхова Игоря Викторовича на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 8 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Пантюхов И.В. обратился в суд названным иском, просил признать незаконным решение N 1044 Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Хабаровском крае N1 от 16 июля 2021 года в части невключения в специальный стаж периодов работы истца в должности мастера, прораба в "данные изъяты" с 29 августа 1988 года по 12 апреля 1995 года, в должности прораба в "данные изъяты" с 13 апреля 1995 года по 7 сентября 2001 года, включить указанные периоды в специальный стаж на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с даты возникновения права - с 17 июня 2021 года.
Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае N1 на его правопреемника Отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО (далее - ОПФ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО).
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 8 декабря 2021 года, с учетом определения об исправлении описки 22 декабря 2021 года, исковые требования Панюхова И.В. удовлетворены частично. Решение ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае N1 N1044 от 16 июля 2021 года признано незаконным в части; на ОПФ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО возложена обязанность включить в специальный стаж Пантюхову И.В. периоды работы в должности прораба в "данные изъяты" с 13.04.1995 г. по 31.07.1999 г, с 01.09.1999 г. по 31.07.2001 г, с 03.08.2001 г. по 12.08.2001 г, с 14.08.2001 г. по 07.09.2001 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований о включении специальной стаж периода работы истца с 20.08.1988 г. по 20.12.1989 г. в "данные изъяты" в должности мастера I-го участка, с 21.12.1989 г. по 31.12.1991 г. в должности прораба II-го участка.
В отмененной части по делу принято новое решение, которым решение ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае N1 N1044 от 16 июля 2021 года в части невключения Пантюхову И.В. в специальный стаж периода работы в "данные изъяты" в должности мастера I-го участка с 20.08.1988 г. по 20.12.1989 г, в должности прораба II-го участка с 21.12.1989 г. по 31.12.1991 г. признано незаконным. На ОПФ РФ по Хабаровскому краю и ЕАО возложена обязанность включить в специальный стаж Пантюхову И.В. период работы ПМК-74 в должности мастера I-го участка с 20.08.1988 г. по 20.12.1989 г, в должности прораба II-го участка с 21.12.1989 г. по 31.12.1991 г.
В кассационной жалобе Пантюхов И.В. просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить в части отказа в иске о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.1992 г по 12.04.1995 г. в ПМК-74 (с 15.03.1993 г. В "данные изъяты") в должности прораба, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что указанный период работы в должности прораба подтверждается трудовой книжкой, справкой о передвижной механизированной колонне 74, приказом о переводе истца с должности прораба на должность мастера, а также архивной справкой о начислении заработной платы в 1992, 1993 и 1994 годах.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 июня 2021 года Пантюхов И.В. обратился в ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФР в Хабаровском крае N1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением от 16 июля 2021 года N 1044 Пантюхову И.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа 12 лет 6 месяцев, требуемого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В специальный стаж не зачтены периоды: с 29.08.1998 г. по 12.04.1995 г. 13.04.1995 г. по 07.09.2001 г, с 10.09.2001 г. по 17.02.2003 г, с 01.08.2013 г. по 31.10.2013 г.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", разрешая заявленные Пантюховым И.В. требования в отношении периода работы с 13.04.1995 г. по 07.09.2001 г, учитывая сведения, содержащиеся в справке ХКГУП "Крайдорпредприятие" от 28.06.2021 г. N30, в архивной справке КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" от 18.10.2021 г. N06.1-13/2164, исходил их того, что поскольку в период с 13.04.1995 г. по 07.09.2001 г. Пантюхов И.В. работал в должности и на строительстве зданий, сооружений и объектов, которые дают ему право на досрочное назначение пенсии, при этом работа выполнялась в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели, то периоды с 13.04.1995 г. по 31.07.1999 г, с 01.09.1999 г. по 31.07.2001 г, с 03.08.2001 г. по 12.08.2001 г, с 14.08.2001 г. по 07.09.2001 г. (за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 01.08.2001 г, 02.08.2001 г, 13.08.2001 г, и учитывая отсутствие начислений по заработной плате за август 1999 г.) подлежат включению в специальный стаж, возложив на ответчика обязанность включить указанные периоды в специальный стаж истца согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж период работы в "данные изъяты" (с 29.08.1988 г. по 12.04.1995 г.) и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что за указанный период отсутствует документальное подтверждение занятости истца полный рабочий день на строительстве зданий и сооружений объектов, указанных в Списке N2 от 22.08.1956г, а также в условиях и должностях, предусмотренных в разделе XXVII Списка N 2 от 26.01.1991 г, также судом в отношении этого периода учитывалось отсутствие у истца согласно представленным архивным сведениям начислений заработной платы с 01.05.1994 г. по 31.07.1994 г, отсутствие сведений об истце в лицевых счетах по начислению заработной платы с 01.01.1995 г. по 12.04.1995 г.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы истца в "данные изъяты" до 01.01.1992.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", сведения из исторической справки, согласно которой основной деятельностью ПМК-74, в том числе его I-го и II-го участков, в которых работал истец в должности мастера, прораба, являлось строительство объектов гидротехнического, мелиоративного назначения, разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного фонда РФ от 9.03.2004 г, согласно которым, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа. 956 года N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что должность истца согласно записям в трудовой книжке в период работы в "данные изъяты" - мастер (с 29.08.1988г. по 20.12.1989г.), прораб, - соответствуют наименованиям должностей, указанным в Списке N2, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, и Списке N2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, судебная коллегия пришла к выводу, что период работы истца в "данные изъяты" в должности мастера I-го участка с 20.08.1988 г. по 20.12.1989 г, в должности прораба II-го участка с 21.12.1989 г. по 31.12.1991 г. Подлежит включению в специальный стаж истца согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в остальной части и включения в специальный стаж периода работы истца в должности прораба с 01.01.1992 г. по 12.04.1995г. в "данные изъяты" (с 15.03.1993г. в "данные изъяты") судебная коллегия не усмотрела в виду отсутствия документального подтверждения занятости истца в указанный период работы в должности прораба в течение полного рабочего дня именно на строительстве объектов, продолжении предприятием строительства новых объектов в условиях состояния агропромышленной сферы в тот период развития экономики РФ.
Поскольку при дополнительном включении периода работы истца с 29.08.1988 г. по 31.12.1991 г. в специальный стаж к учтенным ранее пенсионным органом и судом первой инстанции периодам общий период специального стажа на момент обращения истца в пенсионный фонд (17.06.2021 г.) является недостаточным для досрочного назначения пенсии согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, оснований для удовлетворения требований истца о понуждении пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию с 17.06.2021 г. Судебной коллегией не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Пантюхова И.В. за назначением досрочной страховой пенсии по старости - 17 июня 2021 г.).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрены мастера (десятники) и прорабы.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1956 года (за периоды работы до 1 января 1992 г.) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ истцом по должностям мастера (десятника), прораба в организациях, занятых новым строительством указанных в разделе XXIX Списка объектов. При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1991 года (за периоды работы с 1 января 1992 г.) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ в течение полного рабочего дня по должностям производителя работ (прораба), мастера строительных и монтажных работ в организациях, занятых новым строительством, а также реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом указанных в разделе XXVII Списка объектов.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку истец оспаривает период работы до регистрации в качестве застрахованного лица, данный период должен быть подтвержден документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Учитывая отсутствие документов подтверждающих выполнение работ в тяжелых условиях постоянно в течение полного рабочего дня, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для принятия решения о включении таких периодов работы истца в должности прораба с 01.01.1992 г. по 12.04.1995г. в "данные изъяты" (с 15.03.1993г. в "данные изъяты"") в специальный стаж.
Оснований сомневаться в правильности такого вывода не имеется.
Ссылки в жалобе на то, что факт работы истца подтверждается записями в трудовой книжке, не может быть принят во внимание, учитывая, что самого факта работы истца в указанной должности не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии без предоставления документов, подтверждающих факт выполнения работы полный рабочий день, на новом строительстве объектов, предусмотренных Списком N 2 1956 года.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит в кассационной жалобе доводы направленные на переоценку доказательств по делу, вместе с тем правом переоценки доказательств в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен.
Кассационная жалоба не содержит ссылок на новые, не установленные судом апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 8 декабря 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пантюхова Игоря Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.