Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Бузьской Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Двойниковой Виктории Юрьевны к "ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу", Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на оплате за жилое помещений и коммунальных услуг, по кассационным жалобам Министерства обороны РФ, Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Двойникова В.Ю. обратилась в суд с названным иском, указав, что работает воспитателем в детском образовательном учреждении N 38 "Золотой петушок" (далее - ДОУ N 38) войсковой части 26473, расположенном в п. Монгохто Ванинского района Хабаровского края и подпадает в категорию граждан, имеющих право на получение льгот и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Поскольку ДОУ N 38 является структурным подразделением войсковой части 26473 и подведомственен Министерству обороны РФ, финансирование осуществляет ФКУ "УФО МО по Восточному военному округу", через Филиал N 1, расположенный в г. Комсомольске-на-Амуре, Двойникова В.Ю. просила суд взыскать с Министерства обороны РФ, через лицевой счет ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" в свою пользу денежную сумму в размере 16 800 рублей в качестве компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию за период с 1 декабря 2020 года по 31 января 2022 года.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2022 года, исковые требования Двойниковой В.Ю. удовлетворены частично. С Министерства обороны РФ в пользу Двойниковой В.Ю. взыскана компенсация расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию за период с 1 декабря 2020 года по 31 января 2022 года в размере 16 800 рублей. В удовлетворении исковых требований к "ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу" отказано.
В кассационных жалобах ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу", Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Представитель ФКУ "УФО МО РФ по ВВО" Халикова Т.Л. указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не установлена организационно-правовая форма детского образовательного учреждения N 38, не определены правовая природа спорных отношений, нормы права, подлежащие применению. Полагает, что истец не является педагогическим работником, поскольку у детского сада N 38 отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности и не является самостоятельным юридическим лицом. Считает, что детский сад N 38 "Золотой петушок" не может являться ФГДОУ "Детский сад N 38 ВВО", то есть некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство обороны РФ. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика работодателя Двойниковой В.Ю. - войсковой части 26473.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Трофимова А.А. указывает, что дошкольное учреждение N 38 "золотой петушок" является ведомственным учреждением, структурным подразделением войсковой части 26473. Поскольку указанное учреждение не является федеральной государственной образовательной организацией, то компенсация за счет ассигнований федерального бюджета в данном случае не полагается. Полагает, что на Министерство обороны Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Двойникова В.Ю. работает в войсковой части 26473 в должности воспитателя Детского сада N 38 с 1 декабря 2019 года на основании трудового договора N 456 от 1 декабря 2019 года.
Войсковая часть 26473 относится к ведению Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая, что Двойникова В.Ю. имеет право на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения как педагогический работник, состоящий в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающий и работающий по трудовому договору в сельском населенном пункте, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 160 Жилищного кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утвержденными данным Постановлением Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и для взыскания с ответчика в пользу Двойниковой В.Ю. соответствующей компенсации, общий размер которой за период с 1 декабря 2020 года по 31 января 2022 года составил 16 800 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что должностной инструкцией воспитателя детского сада войсковой части 26473 предусмотрена функция "воспитание, развитие детей"; в соответствии с Уставом дошкольного учреждения N 38 "Золотой петушок" полное наименование учреждения: Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 38 Восточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции с такими выводами судов первой и апелляционной инстанции согласен, так как эти выводы основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права, которые правильно применены судами.
Доводы кассационных жалоб о том, что указанный детский сад не имеет правового статуса государственного образовательного учреждения и лицензии на осуществление образовательной деятельности, не свидетельствует о неправильном рассмотрении дела, так как из установленных судами обстоятельств видно, что названный детский сад на протяжении длительного времени функционирует как дошкольное образовательное учреждение в составе государственной организации, финансируемой из федерального бюджета и фактически относится к государственным образовательным учреждениям, педагогические работники которых имеют право на получение вышеназванных мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилья, отопления и освещения.
Суды верно учли, что согласно трудовой книжке истицы она работает в государственной организации (в войсковой части 26473) Министерства обороны РФ в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N 38, и правильно исходили из того, что объем мер социальной поддержки педагогическим работникам этого учреждения не может быть снижен по сравнению с объемом мер, предоставляемых педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, приведенных в соответствующую организационно-правовую форму.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утвержденными данным Постановлением Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации, являющиеся казенными учреждениями - путем доведения им лимитов бюджетных обязательств.
Организации представляют ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением организацией ежемесячной компенсации, содержащую сведения о численности работников, размере ежемесячной компенсации расходов на одного работника и объеме средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963).
В этой связи доводы жалобы о том, что на Министерство обороны Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, подлежат отклонению, поскольку учредителем ДОУ N 38 "Золотой петушок" является Министерство обороны Российской Федерации, общее руководство ДОУ N 38 осуществляет Департамент образования Министерства обороны Российской Федерации.
Нарушений в применении и толковании норм материального права, нарушений норм процессуального права, повлекших неправильное рассмотрение дела, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 21 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 26 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.