Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Наконечной Е.В, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФКУ "Войсковая часть 62665", Батуриной И.В. и Зайчиковой И.К. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04.05.2022 (с учётом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13.07.2022 об исправлении описки в апелляционном определении) по делу по иску Зайчиковой И.К, Батуриной И.В. к войсковой части 40128-4, ФКУ "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" о признании незаконными приказов об отстранении от работы, взыскании заработной платы, возложении обязанности допустить к работе, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А,
УСТАНОВИЛА:
Зайчикова И.К. обратилась в суд с иском к войсковой части 40128-4, ФКУ "ОСК ВВО" о признании незаконными приказов об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время отстранения от работы, возложении обязанности допустить к работе, компенсации морального вреда.
В обосновании требований указала, что работает в войсковой части 40128-4, являющейся структурным подразделением ФКУ "ОСК ВВО", в качестве "данные изъяты"
Приказом врио командира войсковой части 40128-В от 27.07.2021 N 251 она отстранена от работы с 27.07.2021 по 26.09.2021 в связи с отказом от вакцинации без уважительной причины.
Приказом командира войсковой части 40128-В от 10.08.2021 N 272 она отстранена от работы без сохранения заработной платы до предоставления сертификата о постановке первого компонента вакцины.
Полагала, что работодателем нарушена процедура отстранения от работы, поскольку до издания приказа об отстранении от работы она не была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации, о её сроках, о возможности отстранения работника от работы в случае отказа от прохождения вакцинации.
Просила с учетом уточнений признать незаконными приказы от 27.07.2021 N 251, от 10.08.2021 N 272 в части отстранения её от работы без сохранения заработной платы с 27.07.2021, взыскать с ФКУ "ОСК ВВО" средний заработок за время незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 132 318, 48 рублей, обязать ФКУ "ОСК ВВО" допустить её к работе, взыскать с ФКУ "ОСК ВВО" компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей, обратить к немедленному исполнению решение суда в части взыскания заработной платы за 3 месяца в размере 93 401, 28 рублей, возложении обязанности допустить к работе.
Батурина И.В. обратилась в суд с аналогичным иском к тем же ответчикам, указав, что работает в войсковой части 40128-4 в качестве "данные изъяты", с 28.07.2021 отстранена от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации без уважительной причины. Ссылалась на нарушение работодателем процедуры отстранения от работы.
Просила с учётом уточнений требований признать незаконными приказы от 27.07.2021 N 251, от 10.08.2021 N 272 в части отстранения её от работы без сохранения заработной платы с 27.07.2021, взыскать с ФКУ "ОСК ВВО" средний заработок за время незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 229 398 рублей, обязать ФКУ "ОСК ВВО" допустить её к работе, взыскать с ФКУ "ОСК ВВО" компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей, обратить к немедленном исполнению решение суда в части взыскания заработной платы за 3 месяца в размере 165 166, 56 рублей, возложении обязанности допустить к работе.
Определением суда от 11.11.2021 дела по искам Зайчиковой И.К. и Батуриной И.В. объединены в одно производство.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены, признаны незаконными приказы от 27.07.2021 N 251, от 10.08.2021 N 272 в части отстранения Зайчиковой И.К, Батуриной И.В. от работы, на ФКУ "ОСК ВВО" и командира войсковой части 40128-4 возложена обязанность допустить истцов к работе в соответствии с занимаемыми должностями. В указанной части решение обращено к немедленному исполнению. С ФКУ "ОСК ВВО" в пользу Зайчиковой И.К. взыскан средний заработок за период незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 125 053, 93 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей. Решение о взыскании в пользу Зайчиковой И.К. заработной платы в размере 101 703, 61 рублей обращено к немедленному исполнению; с ФКУ "ОСК ВВО" в пользу Батуриной И.В. взыскан средний заработок за период незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 229 803, 39 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей. Решение о взыскании в пользу Батуриной И.В. заработной платы в размере 167 301, 92 рублей обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04.05.2022 (с учётом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13.07.2022 об исправлении описки в апелляционном определении) решение отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, признаны незаконными приказы врио командира войсковой части 40128-4 от 27.07.2021 N 251 и приказ командира войсковой части 40128-4 от 10.08.2021 N 272 в части отстранения Зайчиковой И.К. и Батуриной И.В. от работы, с ФКУ "Войсковая часть 62665" в пользу Зайчиковой И.К. взыскан неполученный заработок за период незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 88 925, 41 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей, с ФКУ "Войсковая часть 62665" в пользу Батуриной И.В. взыскан неполученный заработок за период незаконного отстранения от работы с 27.07.2021 по 24.11.2021 в размере 76 892, 91 рублей, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, судебные расходы в размере 15 000 рублей.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ "Войсковая часть 62665".
В кассационной жалобе ФКУ "Войсковая часть 62665" просит отменить апелляционное определение как незаконное, ссылаясь на отсутствие нарушения прав истцов руководителем войсковой части 62665.
Батурина И.В. и Зайчикова И.К. в кассационной жалобе выражают несогласие с апелляционным определением в части размера взысканного заработка за период незаконного отстранения от работы, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
При рассмотрении дела установлено, что Зайчикова И.К. работает в войсковой части 40128-4 в качестве "данные изъяты"
Батурина И.В. работает в войсковой части 40128-4 в качестве "данные изъяты"
18.06.2021 Главным государственным санитарным врачом Минобороны Российской Федерации издано постановление N 129 в соответствии с которым, в том числе командирам войсковых частей, предписано обеспечить проведение обязательных профилактических прививок, в том числе гражданскому персоналу, по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания в срок до 15.07.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15.08.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
26.06.2021 командиру войсковой части 40128-4 направлено требование обеспечить проведение вакцинации личному составу и гражданскому персоналу в сроки, указанные в постановлении Главного государственного санитарного врача Минобороны Российской Федерации N 129.
С таким требованием Зайчикова И.К. ознакомлена 29.06.2021, Батурина И.В. не ознакомлена в связи с нахождением в отпуске.
02.07.2021 командиром войсковой части 40128 издан приказ N 1195 о завершении проведения вакцинации первым компонентом вакцины в срок до 15.07.2021, вторым компонентом в срок до 05.08.2021 с уведомлением работников об отстранении от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от вакцинации к установленном сроку без сохранения заработной платы.
15.07.2021 Батуриной И.В. подано заявление об отказе от вакцинации.
С приказом от 02.07.2021 N 1195 Батурина И.В. ознакомлена 07.08.2021, сведения об ознакомлении Зайчиковой И.К. с приказом отсутствуют.
26.07.2021 командиру войсковой части 40128-4 направлено требование о недопущении к боевому дежурству лиц гражданского персонала, не имеющих медицинских противопоказаний и отказывающихся от проведения вакцинации с отстранением их от работы без сохранения заработной платы.
С данным требованием Батурина И.В. ознакомлена 07.08.2021, Зайчикова И.К. - 30.07.2021.
Приказом врио командира войсковой части 40128-В от 27.07.2021 N 251 Батурина И.В, Зайчикова И.К. отстранены от работы без сохранения заработной платы с 27.07.2021 по 26.09.2021 на основании приказа командира войсковой части 40128 от 02.07.2021 N 1195, телеграммы командира войсковой части 40128 от 26.07.2021.
Приказом командира войсковой части 40128-В от 10.08.2021 N 272 в приказ врио командира войсковой части 40128-В от 27.07.2021 N 251 внесены изменения, согласно которым истцы отстранены от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы (до момента предоставления сертификата о постановке первого компонента вакцины).
С выписками из приказа от 10.08.2021 Батурина И.В. ознакомлена 16.08.2021, Зайчикова И.К. - 23.08.2021.
12.08.2021 истцам направлены уведомления о необходимости пройти вакцинацию, которые получены Батуриной И.В. - 16.08.2021, Зайчиковой И.К. - 18.08.2021.
23.08.2021 истцам вручены уведомления о необходимости пройти вакцинацию и предоставить сертификат о вакцинации либо справку о наличии медицинских противопоказаний, сообщено, что в случае отказа от вакцинации они будут отстранены от работы на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
23.08.2021 истцами на имя командира части поданы заявления об отказе от вакцинации.
Пересматривая дело в апелляционном порядке по правилам производства в суде первой инстанции, суд второй инстанции пришёл к выводу о том, что действия работодателя по отстранению истцов от работы без сохранения заработной платы являлись неправомерными.
Признавая незаконными приказы об отстранении истцов от работы, суд исходил из того, что работодателем была нарушена процедура отстранения от работы истцов. Письменное уведомление об отстранении от работы истцам до момента фактического отстранения не направлялось. Указание в приказах об отстранении истцов от работы "до момента прохождения вакцинации" нарушает требования федерального закона. Отстранение от работы произведено преждевременно, без учета контроля охвата профилактическими прививками гражданского персонала и военнослужащих войсковой части на дату принятия решения об отстранении истцов от работы. Приказы и требования о проведении вакцинации не соответствуют требованиям федерального законодательства, поскольку не содержит: сроков предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры; порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации; порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке; информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998г. N 157-ФЗ, абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации. Также суд указал, что отказ истцов от прививки не является безусловным основанием для отстранения от работы без соблюдения соответствующей процедуры.
На основании статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации суд взыскал в пользу истцов неполученный заработок, определив его размер на основании расчета, представленного Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Выявив факт нарушения трудовых прав истцов, суд пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания в их пользу компенсации морального вреда.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Возможность отстранения от работы, в частности, предусмотрена положениями Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", согласно пункту 2 статьи 5 которого отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".
Вместе с тем, названное Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 не является единственным основанием применения предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" положений. Указанное Постановление Правительства Российской Федерации принято в период ранее действовавшей редакции пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ. В действующей редакции указанная норма предоставляет право определения такого перечня уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской ФедерацииФ от 31.01.2020г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок").
Указанные положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" о полномочиях главных государственных санитарных врачей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о возможности принятия решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям конкретизированы в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Таким образом, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены правом определять группы граждан, подлежащие профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям. При вынесении таких постановлений эти граждане, подлежащие вакцинации, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" вправе отказаться от профилактической прививки, но в этом случае в отношении них применяются положения пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона, в том числе они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В соответствии со статьями 10 и 11 указанного Федерального закона N 52-ФЗ граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Главным государственным санитарным врачом по Хабаровскому краю на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлением от 01.07.2021 N 6 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" установлено проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), определены сроки первичной вакцинации, последующей вакцинации в срок до 20.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, до 20.12.2021 вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, содержит также предписание руководителям организаций обеспечить вакцинацию не менее 80% от общей численности работников, сотрудников, служащих.
Указанное постановление N 6 не отменено и в установленном порядке незаконным не признано.
Главным санитарным врачом Министерства обороны Российской Федерации в связи с осложнением эпидемической ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации 18.06.2021 принято постановление N 129, которым постановлено руководителям органов военного управления, командирам соединений, воинских частей и начальникам организаций обеспечить проведение обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции, в частности (п. 1.3) федеральным государственным гражданским служащим Минобороны России и гражданскому персоналу органов управления Минобороны и подведомственных им воинских частей и организаций.
Согласно пункту 3 Постановления Главного государственного санитарного врача Министерства обороны РФ от 18.06.2019 определены сроки вакцинации: до 15.07.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.08.2021 вторым компонентом вакцины, не менее 65 процентов от общей численности личного состава (сотрудников).
Во исполнение указанного Постановления Главного государственного санитарного врача Минобороны Российской Федерации телеграммой командующего Тихоокеанским флотом от 30.06.2021 N 26/2/126/2 командирам (начальникам) войсковых частей поручено в срок до 15.07.2021 завершить проведение вакцинации против новой коронавирусной инфекции первым компонентом вакцины, а в срок до 05.08.2021 - вторым компонентом вакцины всех (100 процентов) военнослужащих и гражданского персонала Тихоокеанского флота. Лиц, не имеющих медицинских противопоказаний и отказывающихся от проведения вакцинации: из числа гражданского персонала отстранять от работы без сохранения заработной платы, из числа военнослужащих - представлять к увольнению по невыполнению условий контракта.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, принятое Главным государственным санитарным врачом Минобороны России в период эпидемического неблагополучия, является обязательным для органов военного управления, сотрудников и персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, включая должности занимаемые истцами.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21.11.2013 N 1867-О).
Судом апелляционной инстанции указанные нормы применены неверно, допущен формальный подход к разрешению дела, не учтено, что сотрудники федеральных органов обязаны неукоснительно соблюдать требования законов и нормативных актов, касающихся прохождения службы, в том числе ведомственных, к которым относится постановление Главного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации N 129 от 18.06.2021, принятое в связи с осложнением эпидемической ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации, не дана оценка позиции истцов, выражающейся стойком отказе от прививок, повторяющейся и в исковом заявлении. Указанные обстоятельства в совокупности повлекли ошибочный вывод суда о нарушении порядка отстранения истцов от работы.
Доводы кассационной жалобы истцов не являются самостоятельными основаниями для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку спор о признании приказов об отстранении истцов от работы разрешен неверно.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 04.05.2022 (с учётом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 13.07.2022 об исправлении описки в апелляционном определении) отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.