Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Кадочниковой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-219/2022 по административному исковому заявлению краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" об оспаривании нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации
с апелляционной жалобой краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" на решение Приморского краевого суда от 2 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" Орловой Ю.Е, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, представителя публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" Невзоровой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - КГУП "Приморский водоканал") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующими со дня принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2017 года N 73/17 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод для потребителей публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" на территории Владивостокского городского округа Приморского края" (далее - постановление от 20 декабря 2017 года N 73/17), постановления департамента по тарифам Приморского края от 6 декабря 2018 года N 66/12 и от 5 декабря 2019 года N 60/14 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2017 года N 73/17 "Об утверждении производственных программ и об установлении тарифов на транспортировку питьевой воды и сточных вод для потребителей публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" на территории Владивостокского городского округа Приморского края" (далее - постановления от 6 декабря 2018 года N 66/12 и от 5 декабря 2019 года N 60/14).
В обоснование требований административный истец указал на то, что оспариваемые постановления приняты с существенным нарушением норм федерального законодательства, так как публичное акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ПАО "ВМТП") при подаче заявления об установлении тарифа не представило документов, подтверждающих право собственности на водопроводные и канализационные сети, что не соответствует подпункту "а" пункта 17 раздела IV Правил; тариф установлен в отсутствие данных о протяженности сетей, диаметре трубопровода и его характеристиках, отсутствует привязка к зданиям, сооружениям, что противоречит подпункту "п" пункта 17 раздела IV Правил; отсутствует экономическое обоснование расходов на амортизацию имущества и текущий ремонт; документально не подтверждены величина планируемого объема подачи воды, а также объем поднятой воды.
Определением Приморского краевого суда от 2 августа 2022 года производство по административному делу по административному иску о признании недействующим постановлений от 20 декабря 2017 года N 73/17 и от 6 декабря 2018 года N 66/12 в части утверждения производственных программ в сфере водоотведения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов, и установления тарифов на транспортировку сточных вод, о признании недействующим постановления департамента по тарифам Приморского края от 5 декабря 2019 года N 60/14 прекращено.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года определение Приморского краевого суда от 2 августа 2022 года оставлено без изменения, абзац первый резолютивной части определения после фразы "в части утверждения производственных программ в сфере водоотведения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и установления тарифов на транспортировку сточных вод" дополнен словами "на 2018-2020 годы" и фразой "в части утверждения производственных программ в сфере водоснабжения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и установления тарифов на транспортировку питьевой воды на 2020 год".
Решением Приморского краевого суда от 2 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановлений департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2017 года N 73/17 и от 6 декабря 2018 года N 66/12 в части утверждения производственных программ в сфере водоснабжения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов и установления тарифов на транспортировку питьевой воды отказано.
В апелляционной жалобе КГУП "Приморский водоканал" просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. В дополнение к доводам, изложенным в административном иске, апеллянт указывает на то, что административным ответчиком неправильно применен метод регулирования тарифов и неверно произведен расчет индекса операционных расходов.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов агентством по тарифам Приморского края представлен отзыв, а публичным акционерным обществом "Владивостокский морской торговый порт" и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель КГУП "Приморский водоканал" Орлова Ю.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель агентства по тарифам Приморского края Степаненко О.В, представитель публичного акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" Невзорова В.В. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснение лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, а также положений Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.
Пункт 17 названных Правил регулирования тарифов содержит перечень документов, необходимых для представления в орган регулирования при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, к числу которых, в частности, относятся копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности (подпункт "а").
Из материалов дела следует, что ПАО "ВМТП" осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг водоснабжения абонентам КГУП "Приморский водоканал" на территории Владивостокского городского округа Приморского края.
При подаче заявления об установлении тарифов на долгосрочный период 2018-2020 годы ПАО "ВМТП" в качестве правоустанавливающего документа был представлен план приватизации, утвержденный распоряжением от 12 ноября 1992 года N 756-Р.
Согласно данному плану приватизации ПАО "ВМТП" является владельцем водопроводных сетей, предназначенных для транспортировки питьевой воды, расположенных на территории Владивостокского городского округа Приморского края. Право собственности ПАО "ВМТП" на объект коммунального хозяйства - водопроводные сети с кадастровым номером 25:28:000000:68124 зарегистрировано 5 февраля 2021 года.
Данные сети водоснабжения представляют собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, присоединенных к централизованной системе водоснабжения.
Актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водоснабжению, актами технического осмотра водопроводно-канализационных устройств подтверждено подключение абонентов КГУП "Приморский водоканал" к сетям водоснабжения ПАО "ВМТП".
В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года и с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года ПАО "ВМТП" в отсутствие заключенного в письменном виде договора с КГУП "Приморский водоканал" оказало последнему услуги по транспортировке воды.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 8 июля 2021 года по делу N А51-23765/2019, которым с КГУП "Приморский водоканал" в пользу ПАО "ВМТП" взыскана задолженность за оказанные услуги по транспортировке холодной воды в размере 1 059 219, 91 рублей основного долга.
При этом арбитражный суд пришел к выводу, что ПАО "ВМТП" фактически оказывало КГУП "Приморский водоканал" услуги по транспортировке воды в силу присоединения сетей водоснабжения, владельцем которых является ПАО "ВМТП" согласно плану приватизации и выписке из ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, со ссылкой на часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указал, что обстоятельства принадлежности сетей водоснабжения ПАО "ВМТП" не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего административно-правового спора.
Кроме того, отсутствие на дачу подачи заявления об установлении тарифов зарегистрированного права не исключает права собственности ПАО "ВМТП" на сети водоснабжения и водоотведения согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего на помет подачи указанного заявления.
Подпунктом "п" пункта 17 Правил регулирования тарифов (введенным в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N 855), установлено, что для регулируемых организаций, осуществляющих транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, - данные по каждой централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения о протяженности, диаметре и условиях прокладки соответственно водопроводных и (или) канализационных сетей, протяженности водопроводных и (или) канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и (или) транспортировка сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод на очередной год, об объемах транспортируемой холодной воды и (или) сточных вод за 3 последних года.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемых постановлений Правилам регулирования тарифов в связи с непредставлением ПАО "ВМТП" данных о протяженности, диаметре и условиях прокладки водопроводных и канализационных сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и сточных вод, планируемых объемах транспортируемой холодной воды и сточных вод на очередной год, суд первой инстанции верно указал, что в соответствии с указанными Правилами представление таких сведений на момент установления тарифов для ПАО "ВМТП" не требовалось; соблюдение данных требований стало обязательным в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N 855).
В связи с отсутствием в регулируемой организации показателей динамики отпуска воды за последние три года, поскольку ПАО "ВМТП" регулировалось первый долгосрочный период, и предусмотренной пунктом 29 Основ ценообразования информации в расчет тарифов в 2018 и 2019 годах принят объем транспортируемой воды, отпущенной из сети, по предложению регулируемой организации, представленному по форме приложений к Методическим указаниям.
При этом обоснованно судом не принята во внимание ссылка административного истца на иные фактические объемы транспортируемой воды, отраженные в решении Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-23765/2019, поскольку в части транспортировки воды арбитражный суд указал, что КГУП "Приморский водоканал" достоверность показаний, представленных ПАО "ВМТП", не опровергнута, равно как и не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о наличии иных объемов отпущенных ресурсов.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административный истец также не представил доказательств иных объемов транспортируемых вод ПАО "ВМТП", в связи с чем его доводы о завышении ПАО "ВМТП" объемов транспортируемой воды правомерно признаны необоснованными, не свидетельствующими о нарушении действующего на момент установления тарифов законодательства.
При проверке доводов КГУП "Приморский водоканал" об отсутствии надлежащего экономического обоснования расходов на текущий ремонт, суд первой инстанции с учетом положений подпункта "в" пункта 2.10.2 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168, подпункта "б" пункта 16, подпункта "а" пункта 40 и пункта 51 Основ ценообразования правомерно согласился с действиями тарифного органа, которым при определении затрат на техническое содержание сетей приняты показатели организации ФГБОУ "Всероссийский детский центр "Океан", осуществляющей деятельность в сопоставимых условиях, а также локальный сметный расчет, представленный ПАО "ВМТП".
В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Суд правомерно указал на верность расчета расходов на амортизацию органом регулирования, которым применен линейный метод начисления на основании пункта 3 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом 9 амортизационной группы объекта и представленных инвентарных карточек объекта, содержащих необходимые сведения согласно требованиям законодательства о бухгалтерском учете.
Рассматривая доводы апеллянта о неправильном применении при установлении тарифов на 2018-2019 годы метода индексации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод доходности инвестированного капитала; в) метод индексации; г) метод сравнения аналогов.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 37(1), 53, 55 и 75 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта (пункт 31 Основ ценообразования).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ПАО "ВМТП" впервые обратилось в орган регулирования 14 июля 2017 года с заявлением об установлении тарифа на транспортировку питьевой воды на 2017 год.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Пунктом 9 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением, в частности, решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Поскольку ПАО "ВМТП" ранее не осуществляла регулируемый вид деятельности, на основании представленных документов тарифным органом было открыто дело об установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), назначена экспертная группа, проведена экспертиза документов.
На заседании правления 4 октября 2017 года департаментом по тарифам Приморского края было принято постановление N 50/1, которым установлены тарифы на транспортировку питьевой воды и сточных вод для потребителей ПАО "ВМТП" с периодом действия с октября 2017 года до 31 октября 2017 года.
В силу подпункта "б" пункта 13, пункта 15 Правил регулирования тарифов дело об установлении тарифов на 2018-2020 годы для ПАО "ВМТП" открыто по инициативе органа регулирования с применением метода индексации, поскольку в 2017 году в отношении указанной организации в течение предыдущего периода регулирования уже осуществлялось государственное регулирование тарифов.
С учетом приведенных положений тарифного законодательства и установленных по делу обстоятельств судебная коллегия находит несостоятельными утверждения административного истца о неверном определении метода регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится индекс эффективности операционных расходов.
Согласно пункту 79(1) Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования тарифов, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ, который в свою очередь включает пункты 55-73(1) и определяет порядок расчет тарифов методом доходности инвестированного капитала.
Как указано в пункте 63 Основ ценообразования, индекс эффективности операционных расходов характеризует минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов и устанавливается в размере от 1 до 5 процентов в год в соответствии с методическими указаниями. При этом на первый долгосрочный период регулирования индекс эффективности операционных расходов определяется в размере от 1 до 3 процентов в год.
Формула расчета индекса эффективности операционных расходов содержится в пункте 47 раздела VII Методических указаний, в соответствии с которым расчет указанного индекса осуществляется по формуле 9.
Проверив представленный органом регулирования расчет индекса эффективности операционных расходов, судебная коллегия соглашается с ним, поскольку он является обоснованным, соответствующим действующему законодательству. Доказательств, опровергающий данный расчет, административным истцом суду не представлен.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
С учетом установленного судом факта применения к КГУП "Приморский водоканал" постановлений от 20 декабря 2017 года N 73/17 и от 6 декабря 2018 года N 66/12 в части тарифов на транспортировку питьевой воды на 2018-2019 годы, судебная коллегия полагает возможным абзац первый резолютивной части решения после фразы "в части утверждения производственных программ в сфере водоснабжения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов, и установления тарифов на транспортировку питьевой воды" дополнить словами "на 2018-2019 годы".
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 2 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" - без удовлетворения, дополнив абзац первый резолютивной части решения после фразы "в части утверждения производственных программ в сфере водоснабжения, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при формировании тарифов, и установления тарифов на транспортировку питьевой воды" словами "на 2018-2019 годы".
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.