Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-575/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Литвиненко А.Н. об оспаривании в части Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 7 февраля 2022 года N 9, с апелляционной жалобой Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области на решение Омского областного суда от 29 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного истца Рюмина С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 7 февраля 2022 года N 9 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
Индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) Литвиненко А.Н. обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать недействующим с момента принятия абзац четвертый подпункта 5 пункта 3 Порядка. В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, находящихся в муниципальной собственности Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства. Согласно договорам аренды ставка арендной платы в отношении вышеназванных земельных участков составляет 2 % от их кадастровой стоимости. В то же время административным истцом получено уведомление от администрации Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 28 февраля 2022 года о том, что в соответствии с Порядком ставка арендной платы с 1 января 2022 года увеличена и составляет 5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Административный истец полагал, что увеличение размера арендной платы произведено в отсутствие правовых оснований, не отвечает принципу экономической обоснованности, произведено при отсутствии каких-либо объективных предпосылок для столь существенного увеличения, установленная оспариваемым решением ставка для муниципальных земель (5 %) многократно превышает ставку, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, является неоправданно высокой и не соответствующей доходности земельных участков и их характеристикам, что подтверждается также протестом прокурора Москаленского района Омской области, и нарушает его права как индивидуального предпринимателя.
Решением Омского областного суда от 29 августа 2022 года нормативный правовой акт в оспариваемой части признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Совет Звездинского поселения Москаленского муниципального района Омской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что экономическое обоснование установления размера арендной платы для земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения (5 % от кадастровой стоимости земельного участка), было отражено в пояснительной записке к проекту оспариваемого нормативного правового акта. В экономическом обосновании была проведена экономическая оценка территории, были учтены экономические, природные и иные факторы, были учтены положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка, наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка. Таким образом, при принятии решения Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области N 9 от 7 февраля 2022 года в оспариваемой части учтены все перечисленные выше положения действующего законодательства, регламентирующие порядок изменения и исчисления арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью муниципалитета.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Рюминым С.Н. представлен отзыв, а участвующим в деле прокурором письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель административного истца Рюмин С.Н. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14 и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Аналогичное положение закреплено в статье 19 Устава Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области и предоставленные в аренду без торгов, утвержден решением Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 7 февраля 2022 года N 9.
Как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением формы, порядка принятия и официального опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Абзацем 4 подпункта 5 пункта 3 Порядка установлено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 5 % в отношении земельного участка, предоставленного из земель сельскохозяйственного назначения, в случаях, не указанных в подпункте 3 настоящего пункта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) Литвиненко А. Н. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, находящихся в муниципальной собственности Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно договорам аренды ставка арендной платы в отношении вышеназванных земельных участков составляла 2 % от их кадастровой стоимости.
28 февраля 2022 года в адрес индивидуального предпринимателя Литвиненко А.Н. направлены уведомления об увеличении размера арендной платы на основании оспариваемого решения вместе с дополнительными соглашениями о внесении изменений в договоры аренды. Как следовало из уведомления, в соответствии с Порядком ставка арендной платы с 1 января 2022 года увеличена и составляет 5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Разрешая заявленные требования и признавая оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части, суд первой инстанции исходил из того, что в указанной части оспариваемый Порядок не соответствует имеющему большую юридическую силу постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и нарушает права административного истца, допуская противоречие принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным, постановленным с учетом представленных суду пояснительной записки к проекту решения и заключения специалиста от 4 мая 2022 года N, а также с учетом рецензии на указанное заключение специалиста.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 28 февраля 2017 года N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Руководствуясь указанным принципом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Из материалов дела следует, что надлежащее экономическое обоснование для установления оспариваемым абзацем 4 подпункта 5 пункта 3 Порядка повышения размера арендной платы с 2 % до 5 % в случае предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения отсутствует.
Имеющаяся в деле пояснительная записка не содержит сведений об анализе доходности земельных участков, а заключение специалиста от 4 мая 2022 года N составлено позже даты принятия оспариваемого решения Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 7 февраля 2022 года N 9.
Кроме того, в рецензии N ОЗ-ИКУ/22 на заключение специалиста от 4 мая 2022 года N, представленной административным истцом, указано на наличие грубых и существенных ошибок при проведении исследования, нарушение требований пунктов 10, 11, 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", пунктов 5, 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что увеличение размера арендной платы является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции административного ответчика в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно признал нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Звездинского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.