Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Никитиной Г.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-203/2022) по административным исковым заявлениям Челобитченковой Г.Н, Таталиной Н.М, Власовой С.А, Балакиревой Е.В, товарищества собственников жилья "Лукашово" о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 7 апреля 2022 года N 11/1 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год", по апелляционным жалобам административных истцов Челобитченковой Г.Н, Балакиревой Е.В. на решение Хабаровского краевого суда от 23 августа 2022 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца Челобитченковой Г.Н. - Гусева В.Г, представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 07 апреля 2022 года принято постановление N 11/1 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую обществом с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1: городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год" (далее - Постановление N 11/1).
Челобитченкова Г.Н, Таталина Н.М, Власова С.А, Балакирева Е.В, ТСЖ "Лукашово" обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим постановления N 11/1. В обоснование заявленных требований ссылаются на противоречие оспариваемого постановления нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Основам формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400. Считают, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами включает только вывоз твердых коммунальных отходов на полигон, без учета их сортировки. Также тариф утвержден с нарушением положений Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года N 1638/196, без индексации собственных расходов. Кроме того, считает, что административным ответчиком при расчете тарифа применены неверные объемные показатели твердых коммунальных отходов.
Решением Хабаровского краевого суда от 23 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представителем Челобитченковой Г.Н. - Егоровым Е.Ю. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение Хабаровского краевого суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что оспариваемым постановлением установлен единый тариф на услуги регионального оператора, превышающий среднерыночный показатель на 30%, вместе с тем, установленный тариф на 23% выше тарифа, установленного на тот же период ранее определенному на той же территории региональному оператору, при этом существенных изменений в территориальную схему не вносилось. Не согласен с выводом суда о не включении МПС "Южное" в территориальную схему. Считает, что судом не дана оценка доводам административного истца о применении предельного индекса изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги, который не должен превышать 3, 8 %. Кроме того, не согласен с отказом в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экономической экспертизы для определения экономической обоснованности единого тарифа на услугу обращения с твердыми коммунальными отходами регионального оператора ООО "Хабавтотранс ДВ", о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель Челобитченковой Г.Н. - Гусев В.Г. указывает, что оспариваемый тариф завышен по сравнению с тарифов, установленным для ранее избранного в 2020 году регионального оператора ФИО2 Считает, что завышение тарифа имело место в связи с завышением расходов регионального оператора на транспортирование ТКО в части расчета количества автотранспорта и расходов на его обслуживание (заработная плата, топливо, ремонт). Также указывает на завышение километража пробега автотранспорта, необходимого для транспортирования ТКО в связи с необоснованным исключением при расчете необходимой валовой выручки объекта обработки и сортировки твердых коммунальных отходов МПС "Северное". При расчете тарифа завышено количество ТКО. Завышение тарифа также произошло в связи с использованием недостоверных показателей нормативов накопления твердых бытовых отходов. Факт завышения тарифов подтверждается сопоставлением величины необходимой валовой выручки в обжалуемом тарифе и ранее установленном тарифе. Неверно определены расчетные объемы ТКО.
На решение суда первой инстанции представителем Балакиревой Е.В. - Егошиным И.В. также подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом принято решение не по всем заявленным требованиям. Считает неправомерным возложение судом обязанности по доказыванию законности произведенного расчета тарифа. В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ООО "Хабавтотранс ДВ" представлены отзывы на апелляционные жалобы, и дополнения к ним, прокурором, участвовавшим в деле, представлено возражение на апелляционную жалобу, в которых просят решение Хабаровского краевого суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Челобитченковой Г.Н. - Гусев В.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснив, что считает нарушенными свои права, так как он ознакомился с материалами административного дела в неполном объеме.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Административные истцы Челобитченкова Г.Н, Таталина Н.М, Власова С.А, Балакирева Е.В, представитель товарищества собственников жилья "Лукашово", представитель заинтересованного лица ООО "Хабавтотранс ДВ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Относительно нарушения прав Гусева В.Г. на ознакомление с материалами дела, судебная коллегия отмечает, что представитель административного истца Челобитченковой Г.Н. - Гусев В.Г. присутствовал в судебном заседании 12 января 2023 года, однако намерений ознакомиться с административным делом не высказывал.
Заявление представителя Челобитченковой Г.Н. - Гусевой Н.В. об ознакомлении с материалами дела поступило в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции 26 января 2023 года в 14 часов 18 минут. Гусеву В.Г. в этот же день была предоставлена возможность ознакомления с материалами дела с 16 до 17 часов (окончание рабочего времени) и с 27 января 2023 года с 08 часов до 09 часов 20 минут (до начала судебного заседания по данному административному делу). При этом, каких-либо ходатайств о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с материалами дела Гусевым В.Г. в судебном заседании не заявлялось.
Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 4.2.1 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года N 142-пр Комитет регулирует тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с федеральным законодательством.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru и по этим основаниям не обжалуется.
Из материалов дела следует, что Челобитченкова Г.Н. проживает по адресу: "адрес" Власова С.А. проживает по адресу: "адрес", Балакирева Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". ТСЖ "Лукашово", действуя от имени собственников жилья, заключило 31 марта 2022 года договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
19 октября 2021 года между министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО "Хабавтотранс" ДВ" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края в зоне деятельности N 1. ООО "Хабавтотранс ДВ" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
11 марта 2022 года Общество обратилось в Комитет с заявлением на установление единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год.
Из экспертного заключения следует, что методом регулирования при установлении тарифов Комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования, при установлении тарифов применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестированного капитала.
Согласно пункту 28 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Учитывая, что ранее в отношении ООО "Хабавтотранс ДВ" государственное регулирование тарифов не осуществлялось, судебная коллегия считает, что установление долгосрочных параметров с применением метода экономически обоснованных расходов является обоснованным.
Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 18 Основ ценообразования).
Учитывая отсутствие сведений о фактических объемах и (или) массе твердых коммунальных отходах тарифный орган правильно принял объем твердых коммунальных отходов в размере 205 115, 03 тонны в год в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 447-пр.
Доводы апелляционной жалобы в данной части выводы суда первой инстанции не опровергают и основаны на неправильном толковании норм права.
Также подлежат отклонению доводы о завышении тарифа в связи с использованием недостоверных показателей нормативов накопления твердых бытовых отходов.
Нормативы накопления твердых бытовых отходов утверждены приказом Министерства ЖКХ Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18.
Данный приказ Министерства ЖКХ Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18, как и постановление Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 447-пр являются отдельными нормативными правовыми актами и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции являлись действующими.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определена как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов; в) административных расходов; г) сбытовых расходов; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; ж) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей; з) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; и) нормативной прибыли; к) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации; л) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
Необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, включая расходы на лизинговые платежи в отношении контейнеров и бункеров, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному исполнительным органом субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 90 Основ ценообразования).
Проанализировав положения пункта 30, абзацев 9, 10 пункта 90, пункта 90 (2) Основ ценообразования, пунктов 87, 88 Методических указаний суд первой инстанции обоснованно посчитал правильным расчет тарифного органа необходимой валовой выручки в размере 1 437 889, 1 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев: а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов); б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков твердых коммунальных отходов и объема (массы) твердых коммунальных отходов, со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, а также в связи с включением в территориальную схему данных о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором за счет средств, учитываемых при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что необходимая валовая выручка, рассчитанная Комитетом, превышает прогнозную необходимую валовую выручку, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, тарифный орган обоснованно, для расчета тарифа, взял необходимую валовую выручку в размере 1 355 335, 7 тысяч рублей.
Таким образом, в соответствии с формулой 42, содержащейся в пункте 85 Методических указаний тариф для ООО "Хабавтотранс ДВ" на 2022 год обоснованно рассчитан исходя из необходимой валовой выручки в размере 1 355 335, 7 тысяч рублей и объема отходов в размере 205 115, 03 тонн в год.
Доводы апелляционных жалоб о неправомерном возложении судом на административного истца обязанности по доказыванию законности (незаконности) произведенного расчета тарифа подлежат отклонению.
Действительно, частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец обязан подтвердить факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Административным ответчиком представлен расчет оспариваемого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который судом проверен и признан правильным и обоснованным.
Административными истцами в суд первой инстанции доказательств необоснованности, незаконности данного расчета не представлено, как и не представлено иного экономического расчета тарифа.
При этом, вопреки доводам апелляционных жалоб, оснований для назначения по делу судебной экспертизы у краевого суда не имелось, поскольку исследование и анализ имеющихся в деле материалов не выявили вопросов, разрешение которых требует специальных знаний.
Проверяя доводы, указанные в дополнении к апелляционной жалобе о завышении расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов в части расчета количества автотранспорта и расходов на его обслуживание, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Количество мусоровозов рассчитано тарифным органом в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов, разработанными институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году.
Доказательств необоснованности, незаконности данного расчета административными истцами не представлено.
Ссылка на письмо Министерства ЖКХ Хабаровского края от 25 августа 2022 года N М57-05-1992-2720 о том, что количество задействованной для вывоза ТКО техники составляет 89 единиц, не свидетельствует о незаконности расчета Комитета.
Кроме того, данное письмо в суд не представлено и в качестве доказательства не принято.
Учитывая, что количество мусоровозов определено верно, расчет численности водителей мусоровозов, их помощников, а также производственные расходы на их содержание и обслуживание также произведен правильно.
Согласно пункту 87 Методических указаний собственные расходы регионального оператора, включают в себя: расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов; сбытовые расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 89 настоящих Методических указаний; расходы на оказание комплексной услуги по обращению с твердыми отходами в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения; расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний, расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.
Из пункта 3 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления следует, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2016 года N 1133 предусмотрено, что цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Из экспертного заключения следует, что в зоне деятельности N 1 образуется 42, 2 % твердых коммунальных отходов, в связи с чем ООО "Хабавтотранс ДВ" проведен электронный аукцион для определения операторов по осуществлению услуг со сбросу и транспортированию ТКО, по 4 лотам.
На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе ООО Хабавтотранс ДВ" заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с ФИО5 ФИО4
Торги, произведенные на электронном аукционе и заключенные в соответствии с результатами их проведения договоры не оспорены и недействующими не признаны.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):
а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;
д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
Таким образом, цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов имеют более приоритетное значение перед сведениями о расходах, производимые другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях.
Подпунктом "в" пункта 30 Основ ценообразования предусмотрено, что в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронению и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что тарифному органу, при утверждении оспариваемых тарифов, не представлено документов, подтверждающих наличие правоотношений между ООО "Хабавтотранс ДВ" и ФИО7", а также ФИО6, оснований для включения в необходимую валовую выручку регулируемой организации расходов на транспортирования ТКО до ФИО7, ФИО6 не имелось.
Вопреки доводам апелляционной жалобы сравнение необходимой валовой выручки ФИО2 и ООО "Хабавтотранс ДВ" является некорректной и об экономической необоснованности установленных тарифов для ООО "Хабавтотранс ДВ" не свидетельствует.
Как следует из материалов дела, тарифным органом решение в отношении ФИО2 принято 18 ноября 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 414 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами" раздел IX Основ ценообразования дополнен пунктами 90(1)-90(3).
Так, подпунктами "ж", "к" пункта 90 (1) Основ ценообразования предусмотрено, что в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются прочие производственные расходы, размер которых не может превышать 5 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах "а"-"е" настоящего пункта, расчетная предпринимательская прибыль организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов, определяемых в размере 5 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах "а"-"з" настоящего пункта.
Ранее, при принятии тарифного решения в отношении ФИО2", такие расходы при расчете тарифа не учитывались.
Заключение специалиста от 30 октября 2022 года доказательством необоснованности и незаконности оспариваемых тарифов не является, так как в данном заключении дана оценка территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, не являющейся предметом проверки в рассматриваемом административном деле.
Доводы административных истцов о нарушении положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 также подлежат отклонению.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 года N 3073-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Хабаровского края на второе полугодие 2022 года установлен в размере 3, 8 %.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на получение потребителями компенсаций ввиду увеличения размера платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В Хабаровском крае принят Закон от 23 апреля 2014 года N 356 "О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги", устанавливающий условия и порядок предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникших в связи с ростом платы за данные услуги.
Согласно части 1 статьи 1 указанного закона компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством Хабаровского края.
Данная компенсация осуществляется в соответствии с Порядком предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 6 июня 2014 года N 176-пр.
Таким образом, граждане, в том числе административные истцы Челобитченкова Г.Н, Таталина Н.М, Власова С.А, Балакириева Е.В. имеют право на компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг, в случае если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что под заинтересованными лицами понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Оснований полагать, что какие-либо права и обязанности Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края могут быть затронуты при разрешении данного административного дела, у судебной коллегии не имеется.
Доводы представителя административного истца о нечитаемых документах, содержащихся в томе 6 л.д. 145-150 основаниями для отмены правильного решения не являются.
Действительно, на указанных листах дела находятся копии договоров поставки от 17 декабря 2021 года, заключенные между ООО "Хабавтотранс ДВ" и ФИО3 в плохо читаемом виде.
Вместе с тем, данные копии договоров позволяют определить все существенные условия договоров, в том числе предмет, цену и порядок расчета.
Кроме того, административными истцами доказательств о необоснованности, незаконности расходов по статье "программное обеспечение" не представлено.
В экспертном заключении тарифного органа имеется расчет по данной статье расходов (том 1 л.д. 235), который судебной коллегией проверен и признан обоснованным.
Иные доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не содержат оснований, признанных процессуальным законом безусловным поводом для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционных жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных истцов Челобитченковой Г.Н, Балакиревой Е.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 27 января 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.