Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу Морозова А.И. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы от 20 июля 2022 года, вынесенное в отношении директора ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" Морозова ФИО4 (далее также Морозов А.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы от 20 июля 2022 года Морозов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации сроком на один год.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Морозов А.И. просит судебное постановление, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Морозова А.И. к административной ответственности) повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 данной статьи (непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом), а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Согласно подпункта "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения, в том числе, об учредителях (участниках) юридического лица.
Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, постановлением мирового судьи Морозов А.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной названной нормой права.
Основанием для привлечения его к административной ответственности послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении о том, что Морозов А.И, являясь директором ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" ИНН 4401132072 ОГРН 1124401001647, не представил сведения в регистрирующий орган об адресе постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ местом нахождения ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" является адрес: "адрес"
Однако, должностным лицом УФНС России по Костромской области при проведении 13 апреля 2021 года осмотра помещения по заявленному в ЕГРЮЛ адресу было установлено, что по заявленному в ЕГРЮЛ адресу ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" осуществление какой-либо деятельности не ведет, представители организации отсутствуют, вывески, штендеры, указатели с наименованием "Костромской деревообрабатывающий завод" не обнаружены, по данному адресу деятельность осуществляют иные лица.
Управлением ФНС России по Костромской области 21 апреля 2021 года в адрес ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" и его руководителя Морозова А.И, было направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица N196 от 20 апреля 2021 года.
В тридцатидневный срок с даты направления уведомления, документы, подтверждающие достоверность, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений представлены не были.
14 октября 2021 года должностным лицом УФНС России по Костромской области вынесено постановление о привлечении Морозова А.И. к административной ответственности, предусмотренной ч.4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступило в законную силу 02 декабря 2021 года.
УФНС России по Костромской области 30 марта 2022 года повторно в адрес ООО "Костромской деревообрабатывающий завод" было направлено уведомление от 24 марта 2022 года N 18-29/12006 о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица.
В тридцатидневный срок документы, подтверждающие достоверность, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений представлены не были.
Между тем имеются основания для отмены постановления мирового судьи.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе время его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 20 июня 2022 года видно, что он был составлен должностным лицом УФНС по Костромской области в отсутствие Морозова А.И. (л.д. 3).
Доказательства, свидетельствующие об извещении Морозова А.И. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Копия уведомления от 24 мая 2022 года таким доказательством признана быть не может, т.к. в материалах дела нет сведений о том, что такое уведомление было направлено Морозову А.И. (л.д. 5).
Имеющиеся в деле копии реестров от 24 марта 2022 года, от 16 августа 2021 года и от 21 апреля 2021 года факт направления Морозову А.И. уведомления от 24 мая 2022 года не подтверждают, т.к. они были составлены до того, как это уведомление было изготовлено.
Обстоятельства извещения Морозова А.И. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении мировым судьей не выяснялись.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства направления Морозову А.И. копии протокола об административном правонарушении, а также уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица от 24 марта 2022 года N 18-29/12006.
Такое рассмотрение дела нельзя признать соответствующим требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы от 20 июля 2022 года, вынесенное в отношении Морозова А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы.
Вопреки доводам жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, который в данном случае не истек, следует исчислять с момента, когда истек срок исполнения Морозовым А.И. уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица от 24 марта 2022 года N 18-29/12006.
В связи с этим, иные доводы настоящей жалобы, в том числе о недоказанности вины Морозова А.И. в совершении административного правонарушения, могут быть проверены при новом рассмотрении данного дела мировым судьей судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Морозова А.И. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы от 20 июля 2022 года, вынесенное в отношении Морозова А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N8 Ленинского судебного района г. Костромы.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.