Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" по доверенности Кинчевской А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 25 апреля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 25 апреля 2022 года, ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 миллионов рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" по доверенности Кинчевская А.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) грубое нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пяти миллионов рублей.
Согласно пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Таким образом, для признания некоммерческой организации некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, необходимо наличие финансирования из иностранных источников и участие в политической деятельности на территории Российской Федерации, то есть участие в организации и проведении, а также финансировании политических акций в различных формах, направленных на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленных на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 25.1 Закона РФ "О средствах массовой информации" (далее также Закон о СМИ) сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Форма указания, а так же требования и порядок размещения такого указания, утверждены приказом Роскомнадзора от 23 сентября 2020 года N124, в соответствии с которым сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации (далее - иностранное средство массовой информации), должны сопровождаться следующим указанием: данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" (далее - Указание).
При распространении сообщений и материалов иностранного средства массовой информации в печатной продукции, аудиовизуальной продукции, а также при распространении иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") Указание должно иметь форму текстового сообщения. Размер шрифта Указания в печатной продукции, на сайтах и (или) страницах сайтов в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" должен вдвое превышать размер текста сообщения (материала) иностранного средства массовой информации, созданного и (или) распространенного иностранным средством массовой информации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Устава ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" общество создано с целью выполнения требований статьи 25 Закона о СМИ для организации распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет).
Из представленных материалов следует, что ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", расположенное по адресу: 127006, город Москва, "адрес", включенное в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 11 февраля 2020 года под номером 11, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице иностранного средства массовой информации "Телеканал Настоящее Время", выполняющего функции иностранного агента, в социальной сети "Твиттер" по адресу "адрес" допустило распространение твитов к статьям "Комитет Палаты представителей США одобрил санкции по списку соратников Навального из 35 имен. В нем указаны олигархи и менеджеры госСМИ" (дата и время публикации: 22 сентября 2021 года 09:00), "Главу "Апологии протеста" Алексея Глухова судят за ретвит и старые ссылки на сайт "Открытой России". На него составили 10 протоколов" (дата и время публикации: 22 сентября 2021 года 09:00), в нарушение части 8 статьи 25.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1, без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Поскольку ранее постановлениями Тверского районного г. Москвы NN 05-0951/2021, 05-0950/2021, 05-0949/2021, 05-0948/2021, 05-0947/2021, 05-0946/2021, 05-1058/2021, 05-1057/2021, 05-1056/2021, 05-1055/2021, вступившими в законную силу 9 сентября 2021 года и 13 сентября 2021 года, ООО "РСЕ/РС" было привлечено к административной ответственности по части
статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеуказанные действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 19.34.1 названного Кодекса.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; письмом заместителя руководителя Роскомнадзора от 22.09.2021 г. N 04СВ- 62601 с приложенным списком сайтов и страниц в социальных сетях иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; Уставом ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода; актом видеофиксации с приложенным к нему CD-диском и иными доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, в том числе о том, что требование примененного в деле Закона о СМИ об использовании термина "агент" носят произвольный характер и умаляют достоинство СМИ, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества, в совершении указанного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность и обоснованность принятых по делу об административном правонарушении актов.
Аналогичные по существу доводы жалобы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями дана оценка позиции защитника общества, изложенной в ходатайстве о прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и повторностью привлечения к административной ответственности, что свидетельствует о том, что его ходатайство было рассмотрено судом.
При рассмотрении данного дела судебными инстанциями не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что требование части 8 статьи 25.1 Закона о СМИ для иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, сообщения и материалы, распространяемые на территории Российской Федерации сопровождать указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, противоречит Конституции Российской Федерации и положениям Конвенции о защите прав человека и основных свободах (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании защитником ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что требование части 8 статьи 25.1 Закона о СМИ для общества было неисполнимым.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Административное наказание назначено ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" в пределах санкции части 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания считать назначенное обществу наказание за совершенное административное правонарушение несоразмерным последствиям совершенного деяния отсутствует.
Более того, приведенные в жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, доводы о многочисленных нарушениях обществом положений части 8 статьи 25.1 Закона о СМИ, свидетельствуют о невозможности снижения размера административного штрафа, назначенного обществу.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 25 апреля 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" по доверенности Кинчевской А.В. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции Ю.А. Денисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.