Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу П. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N от 28 января 2022 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 13 мая 2022 года, решение судьи Тверского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N от 28 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 13 мая 2022 года, П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Тверского областного суда от 13 июля 2022 года постановление должностного лица N от 28 января 2022 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 13 мая 2022 года оставлены без изменения.
П. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица и вышеуказанные судебные акты в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения П. к административной ответственности), несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закон N7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона N7-ФЗ запрещен сброс отходов производства и потребления на почву; запрещено размещение отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона N89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу статьи 13.4 Федерального закона N89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2017 года N 242 (далее - ФККО), содержатся сведения об отходах: отходы битума нефтяного строительного (код ФККО - 82611111203), прочите отходы нефтепродуктов (40690000000) и другие.
Как следует из представленных материалов, 19 августа 2021 года заместителем Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, начальником управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов утверждено задание N на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области "Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области" с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - Задание N) и утверждено задание N Филиалу "ЦЛАТИ по Тверской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" на проведение отбора проб в рамках осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пунктам 7, 8 Задания N утверждены мероприятия по обследованию территории по адресу: "адрес" для выявления фактов и оценки их соответствия природоохранному законодательству, с проведением визуального осмотра с применением фото (видео) фиксации.
По результатам обследования старшим государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды Г. был составлен акт от 19 августа 2021 года, из которого усматривается, что 19 августа 2021 года в период с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", выявлены четыре площадки (участка), расположенные на участке размером 120 м*70 м загрязненные массой темного цвета, содержащей нефтепродукты, в затвердевшем и жидком виде, а именно: на подъезде к промплощадке, справа от подъездной дороги, в границах указанного земельного участка затвердевшая разлития массы темного цвета размером 10 м*5 м (участок N1); подземные бетонные резервуары, находящиеся в аварийном состоянии и часть из них полностью разрушена, частично заполненные загустевшей массой темного цвета, из которых имеются следы излития их содержимого на почву размерами 55 м*25 м (участок N 2) и 13 м*33 м (участок N 4); возле железнодорожных путей металлическая емкость (цистерна), под которой имеется углубление, заполненное вязким содержимым темного цвета, содержащим нефтепродукты, размер загрязненного участка 7 м*15 м (участок N 3). Расстояние от загрязненных площадок до уреза реки Малашевка составляет 90 м.
Специалистом Вышневолоцкого отдела Филиала ЦЛАТИ по Тверской области произведены отборы проб почвы на всех загрязненных площадках (участков), фоновой пробы почвы на сопредельной незагрязненной территории (вблизи реки Малашевка) и проб обнаруженных отходов на содержание в них нефтепродуктов и определения класса опасности.
Во исполнение задания N филиалом ЦЛАТИ по Тверской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области направлены результаты работ, согласно которым установлено загрязнение участков почвы N 1-4, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", нефтесодержащими отходами III и IV классов опасности. При этом, содержание нефтепродуктов в почве загрязненного участка N 1 превышено более чем в 7 раз, в почве загрязненного участка N 2 - более чем в 4 раза, в почве загрязненного участка N 3 - более чем в 7 раз, в почве загрязненного участка N 4 - более чем в 15 раз.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 15 октября 2021 года в отношении П. протокола об административном правонарушении и привлечения постановлением должностного лица от 28 января 2022 года к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения П. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N от 15 октября 2021 года; обращением главы Администрации Кувшиновского района от 10 августа 2021 года N в Прокуратуру Тверской области о протекании битума, опасности разрушающихся битумных хранилищ для людей и животных; выписками из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером N, битумохранилища с кадастровым номером N, площадки для хранения материалов с кадастровым номером N, битумохранилища с кадастровым номером N, склада РМС-500 с кадастровым номером N, трансформаторной подстанции с кадастровым номером N, здания БКУ с кадастровым номером N; заданием от 19 августа 2021 года N на проведение мероприятий по контролю; заданием от 19 августа 2021 года N Филиалу "ЦЛАТИ по Тверской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" на проведение отбора проб в рамках осуществления государственного экологического надзора; актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19 августа 2021 года с фотографиями и выкипировкой; актами отбора проб от 19 августа 2021 года и схемой отбора проб почвы к актам отбора; протоколами испытаний ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 26 августа 2021 года; протоколами испытаний биотестирования почв ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 27 августа 2021 года; пояснениями ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по результатам токсикологического анализа методом биотестирования к протоколам испытаний от 27 августа 2021 года; заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" по проведенным исследованиям; исчислением размера вреда, причиненного почве в результате её загрязнения отходами битума нефтяного и мазута, утратившего потребительские свойства, на земельном участке с кадастровым номером N; письменными объяснениями свидетелей И. от 8 ноября 2021 года и 25 января 2022
года, М... от 11 ноября 2021 года, В. от 25 января 2022 года, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия П. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении П. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы П. о незаконности проведения проверки на основании положений закона N294-ФЗ, о том, что она не является собственником емкостей, содержащих нефтепродукты, об изменениях внесенных в протокол об административном правонарушении являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, получили правовую оценку и обосновано отклонены по мотивам, изложенных в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений.
Административное наказание назначено указанному лицу в пределах санкции части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении П. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N от 28 января 2022 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 13 мая 2022 года, решение судьи Тверского областного суда от 13 июля 2022 года, являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N от 28 января 2022 года, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 13 мая 2022 года, решение судьи Тверского областного суда от 13 июля 2022 года, вынесенные в отношении П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу П. без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.