Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" М" З. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 96 района Марфино г. Москвы от 5 июля 2021 года и решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" М" (далее - ООО " "данные изъяты" М"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 96 района Марфино г. Москвы от 5 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2021 года, ООО " "данные изъяты" М" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Генеральный директор ООО " "данные изъяты" М" З. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты.
Представитель потерпевшего М. - За представила письменные возражения на жалобу.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу статьи 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.
На основании пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ участники общества вправе: участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества; получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке; принимать участие в распределении прибыли; продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества; выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Участники общества имеют также другие права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 32 указанного Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ).
Очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.
Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (статья 32 указанного Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Вместе с тем, Федеральным законом от 7 апреля 2020 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" приостановлено действие второго предложения части второй статьи 34 указанного Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ, и установлено, что очередное общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью в 2020 году проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания финансового года (пункт 3 статьи 11, подпункт 2 пункта 4 статьи 12 Закона N 115-ФЗ).
Как следует из представленных материалов, ООО " "данные изъяты" М" вменено уклонение от созыва общего собрания участников общества по итогам 2019 года в срок не позднее 30 сентября 2020 года.
Действия ООО " "данные изъяты" М" квалифицированы части 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО " "данные изъяты" М" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: копией жалобы в службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального Банка Российской Федерации; выпиской ЕГРЮЛ; письмом ЦБ РФ в адрес М.; ответом М.; протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ООО " "данные изъяты" М" не должно было привлекаться к административной ответственности, поскольку в данном правонарушении виновато конкретное лицо, суд признает несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании закона.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 2.1 названного Кодекса).
Вопреки доводам жалобы, о необходимости применения положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ, судебными инстанциями установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с этим положения части 4 статьи 2.1 Кодекса по настоящему делу неприменимы.
Другие доводы поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции жалобы, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, как противоречащие совокупности собранных по делу доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица (общества), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Постановление о привлечении ООО " "данные изъяты" М" к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначение ООО " "данные изъяты" М" наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, основано на данных, подтверждающих необходимость применения такой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановление и решение сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 96 района Марфино г. Москвы от 5 июля 2021 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 26 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО " "данные изъяты" М", оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО " "данные изъяты" М" З. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.