Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Л. на вступившее в законную силу решение судьи Рязанского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Витан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям N от 29 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г. Рязани от 20 июля 2022 года ООО "Витан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Рязанского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям N от 29 апреля 2021 года, решение судьи Московского районного суда г. Рязани от 20 июля 2022 года отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Л. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Рязанского областного суда от 14 сентября 2022 года.
ООО "Витан", извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения на нее не представило.
Согласно части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов, в период проведения внеплановой документарной проверки с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 21 декабря 2020 года установлено, что ООО "Витан" не обеспечивает выполнение на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 150000 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, сохранению и защите земель и охране почв, в результате чего произошло его зарастание сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Объективных причин, препятствующих выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв сельскохозяйственного назначения, не имеется.
Отменяя постановление должностного лица и решение районного суда, судья областного суда пришел к выводу о том, что согласно письма Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области от 01.12.2022 земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне СХ-3 "Зона производственных объектов сельскохозяйственного назначения с включением социальной и инженерной инфраструктурой III класса вредности установленной правилами землепользования и застройки муниципального образования Семеновское сельское поселение Рязанской области. В разделе "Вид разрешенного использования" в данной зоне отсутствует вид "для сельскохозяйственного производства". Указанные сведения Рязанской Думой в орган регистрации прав на объекты недвижимого имущества не направлены, в связи с чем в деянии ООО "Витан" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное решение судьи областного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В выписке из ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", указан вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Поскольку в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером N отмечены виды разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", включение участка в какую-либо территориальную зону в настоящем деле правового значения не имеет.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то есть допущены существенные процессуальные нарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Поскольку на дату рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "Витан" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Рязанского областного суда от 14 сентября 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Витан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Витан" прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.