Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N17 по Московской области, Управлению ФНС России по Московской области о признании решения незаконным, обязании устранить нарушения, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения адвоката ФИО7, поддержавшего жалобу, возражения представителя УФНС ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 (далее также - административный истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления ФНС России по Московской области об исключении "данные изъяты" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); признать недействительной запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении партнерства, как фактически прекратившего деятельность; обязать Управление внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Требования административного иска мотивированы тем, что "данные изъяты" продолжает осуществлять свою деятельность, имеет в собственности газопроводы низкого давления, с "данные изъяты" заключен договор обслуживания, в связи с чем полагает, что основания для исключения партнерства из ЕГРЮЛ отсутствовали.
Дело передано по подсудности в Савеловский районный суд города Москвы.
Протокольным определением суда от 26 октября 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ИФНС России N 17 по Московской области, в качестве заинтересованного лица - Министерство юстиции РФ.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 ноября 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, и удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в статье 21.1 устанавливает, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1);
при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц; решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона (пункт 2);
решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3);
заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 данного Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4).
Согласно пункту 7 статьи 22 названного Федерального закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 его статьи 21.1 заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи; регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 данного Федерального закона.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, "данные изъяты" было зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ ("данные изъяты").
ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Московской области принято решение N о предстоящем исключении "данные изъяты" из ЕГРЮЛ в связи с отсутствием движения средств по счетам, а также непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
Информация о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ указанного партнерства была опубликована в Вестнике государственной регистрации N N) от ДД.ММ.ГГГГ, "данные изъяты"
Заявлений от лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в связи с предстоящим исключением "данные изъяты" из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении "данные изъяты" в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН N об исключении юридического лица в связи с фактическим прекращением деятельности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемых решения и действий налогового органа, поскольку процедура внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица была соблюдена.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Вместе с тем, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска сделаны без должного анализа подлежащих установлению для правильного рассмотрения настоящего административного спора юридически значимых обстоятельств.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (пункт 24), наличие признаков, названных в статье 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", само по себе не может быть безусловным основанием для исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц и такое решение может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
В частности, при рассмотрении настоящего дела, административный истец, являющийся участником и руководителем некоммерческого партнерства, последовательно указывал на то, что "данные изъяты" свою деятельность фактически не прекратило.
Этот довод приводился, в том числе со ссылкой на наличие в собственности у некоммерческого партнерства газопроводов низкого давления и сохранявшиеся в спорный период гражданско-правовые отношения по исполнению договора по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты"
Вместе с тем, указанные обстоятельства, являющиеся значимыми для правильного разрешения спора, надлежащей оценки суда не получили.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суды преждевременно пришли к выводу об отсутствии оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем решение суда и апелляционное определение подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 25 июля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 27 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.