Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи ФИО2, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к АО СК "РСХБ-Страхование" о взыскании части страховой премии, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа (2-219/2021)
по кассационной жалобе ФИО1 на определение мирового судьи судебного участка N района Хамовники "адрес" и апелляционное определение Хамовнического районного суда "адрес" от 29.03.2022
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО СК "РСХБ-Страхование" о взыскании части страховой премии, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Определением мирового судьи судебного участка N района Хамовники "адрес", оставленным без изменения апелляционным определением Хамовнического районного суда "адрес" от 29.03.2022, исковое заявление оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления как незаконные, указывая на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьёй единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Оставляя без рассмотрения исковое заявление ФИО1, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора, поскольку в принятии заявления финансовым уполномоченным ФИО1 отказано по тому основанию, что истец не обращалась с претензией к АО СК "РСХБ-Страхование".
С указанными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
В статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (далее -Закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг) определены требования к оформлению обращения потребителя финансовых услуг, которое направляется в письменной или электронной форме и включает в себя, в том числе, сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также о номере договора и дате его заключения (при наличии); сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора (часть 1).
К обращению потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному прилагаются копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора (часть 4).
Частями 4 и 5 статьи 9 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг установлено, что служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного оказывает содействие финансовому уполномоченному в подготовке к рассмотрению обращений, а также проверяет соответствие обращения требованиям названного закона и в случае несоответствия обращения указанным требованиям сообщает об этом потребителю финансовых услуг, направившему обращение, и дает необходимые разъяснения. Несоответствие поступившего обращения требованиям данного закона не является основанием для возврата обращения потребителю финансовых услуг.
В соответствии со статьей 18 названного закона, если обращение не соответствует требованиям указанного закона или направлено с нарушением порядка направления обращений, установленного этим законом, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить потребителю финансовых услуг порядок направления обращения (часть 1).
В силу части 2 статьи 22 названного закона по результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг финансовый уполномоченный прекращает рассмотрение обращения в случае выявления в процессе рассмотрения обращения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 19 данного закона, а также непредоставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с названным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу.
Частью 2 статьи 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг предусмотрено, что потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 этого закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 данной статьи.
Как следует из Разъяснений по вопросам, связанным с применением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, возможность обращения потребителя в суд в случае прекращения рассмотрения обращения потребителя финансовым уполномоченным или его отказа в принятии к рассмотрению обращения потребителя зависит от основания прекращения рассмотрения или отказа в рассмотрении обращения потребителя.
При отказе в рассмотрении или прекращении рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя в связи с ненадлежащим обращением потребителя к финансовому уполномоченному, в частности, если потребитель финансовых услуг предварительно не обратился в финансовую организацию в порядке, установленном статьей 16 данного закона, если обращение потребителя содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц или его текст не поддается прочтению, а также в случае непредставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с данным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу (пункты 2, 11, 12 части 1 статьи 19, пункт 2 части 1 статьи 27 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг), обязательный досудебный порядок является несоблюденным.
Поскольку законом не предусмотрено обжалование решений финансового уполномоченного об отказе в принятии обращения потребителя к рассмотрению либо о прекращении им рассмотрения обращения потребителя, то в случае несогласия потребителя с таким решением финансового уполномоченного потребитель применительно к пункту 3 части 1 статьи 25 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг может предъявить в суд требования к финансовой организации с обоснованием мотивов своего несогласия с решением финансового уполномоченного об отказе в принятии его обращения к рассмотрению либо о прекращении рассмотрения обращения.
Если судья при разрешении вопроса о принятии искового заявления или суд при рассмотрении дела придут к выводу об обоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или решения о прекращении рассмотрения обращения потребителя, досудебный порядок разрешения спора считается несоблюденным, в связи с чем исковое заявление потребителя, соответственно, возвращается судьей на основании пункта 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации либо подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае необоснованности отказа финансового уполномоченного в принятии обращения потребителя или решения финансового уполномоченного о прекращении рассмотрения обращения потребителя досудебный порядок считается соблюденным и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу (вопрос 2).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства".
Оставляя исковое заявление ФИО1 без рассмотрения, суд первой инстанции ограничился лишь указанием на то, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора до обращения к финансовому уполномоченному. При этом судебный акт не содержит каких - либо выводов относительно того имело ли место фактически не соблюдение истцом этого порядка, поскольку истец указывала на то, что с претензией к ответчику она обращалась, поэтому не согласна с выводами финансового уполномоченного, посчитавшего, что претензионный порядок истцом не соблюден. Истец, полагая, что претензионный порядок ею был соблюден, ссылалась на обстоятельства, которые по ее мнению, с учетом правового регулирования досудебного порядка урегулирования спора, указывают на незаконность отказа финансового уполномоченного в рассмотрении ее обращения, однако, указанные заявителем обстоятельства не были исследованы судом и им не дана правовая оценка.
Между тем в соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 4 статьи 3 данного кодекса установлено, что заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
В пункте 1 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N разъяснено, что под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений.
Таким образом, целью досудебного порядка является возможность урегулировать спор без задействования суда, а также предотвращение излишних судебных споров и судебных расходов.
Поэтому при разрешении вопроса об оставлении искового заявления без рассмотрения суду следует дать правовую оценку соблюдению истцом досудебного порядка урегулирования спора с учетом фактических обстоятельств по настоящему делу, а также тому, не были ли созданы необоснованные препятствия к реализации истцом права на судебную защиту в установленном законом порядке финансовым уполномоченным, который, как полагает, заявитель, безосновательно посчитал, что досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден не был. Однако, как указано выше, правовой оценки фактических обстоятельств, указывающих на соблюдение или несоблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора до обращения к финансовому уполномоченному, судом не дано, что свидетельствует о существенном нарушении норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции, вопреки нормам процессуального права, регулирующим деятельность суда апелляционной инстанции, какой - либо правовой оценки доводам истца, приводимым в обоснование частной жалобы, не дал, чем также допустил нарушение норм процессуального права, повлекшее принятие не правильного решения.
При таких обстоятельствах Второй кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу о незаконности судебных актов и, как следствие, необходимости их отмены и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение мирового судьи судебного участка N района Хамовники "адрес" и апелляционное определение Хамовнического районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.