Апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 13 января 2023 г. по делу N 33а-11/2023
Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Абасова К.А., судей Рассохи С.Б. и Ирзуна С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-196/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Тарасова И.В. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 11 октября 2022 г., принятое по административному иску военнослужащего войсковой части - N "данные изъяты" Урпешева Марата Александровича об оспаривании решения ФГАУ "Росжилкомплекс" об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сына супруги административного истца.
Заслушав доклад судьи Ирзуна С.В, окружной военный суд
установил:
в административном иске Урпешев оспорил законность решения ФГАУ "Росжилкомплекс" (далее - Учреждение) от 14 сентября 2022 г. N 127 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сына его супруги от предыдущего брака.
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 11 октября 2022 г. данный иск удовлетворен. Суд обязал отменить, как незаконное, оспоренное решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сына супруги истца от предыдущего брака.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Тарасов указывает на несостоятельность удовлетворения иска, поскольку сын супруги Урпешева от предыдущего брака им не усыновлен, решения суда об его нахождении на его иждивении не имеется, поэтому сын истца не входит в указанный в п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечень лиц, на которых распространяются социальные гарантии военнослужащего по обеспечению жилым помещением.
С учетом этого Тарасов просит вынесенное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Трофимов Е.Н. указывает, что изложенные в ней доводы являются необоснованными, в связи с чем просит обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Рассмотрев административное дело и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Урпешев заключил первый контракт о прохождении военной службы в 1999 г. и в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы подлежит обеспечению служебными жилыми помещениями, а при по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более - жилыми помещениями на постоянной основе.
23 января 2019 г. Урпешев заключил брак с Жетписовой М.М, у которой имеется несовершеннолетний сын от предыдущего брака Жетписов Д.М, "данные изъяты"
С 26 июля 2019 г. Жетписовы зарегистрированы проживающими в доме матери истца по адресу: с. "адрес", а в ноябре 2021 г. Жетписовы на основании п. "б" ч. 2 ст. 14 и ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" приняты в гражданство Российской Федерации.
После заключения брака Урпешев вселил свою супругу и ее сына в снимаемое жилое помещение по адресу: с. "адрес", о чем внес изменения в договоры найма квартиры 20 января 2021 г. и 10 января 2022 г. При этом малолетний сын супруги истца обучается в школе и состоит на медицинском учете в районной больнице в том же населенном пункте.
С 11 февраля 2022 г. Урпешев и его супруга состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в избранном месте жительства г. Москве.
10 августа 2022 г. Урпешев обратился в Учреждение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении совместно с ним сына супруги от первого брака, однако оспариваемым решением ему в этом было отказано.
В административном иске Урпешев указывает, что сын супруги вселен им в жилое помещение в качестве члена их семьи и они проживают совместно с января 2020 г, Жетписова Д.М. он воспитывает, содержит и ведет с ним общее хозяйство.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами, а именно: копиями договора найма квартиры от 20 января 2021 г. и 10 января 2022 г, паспортов истца и его супруги, домовой книги, соглашения об условиях регистрации по месту жительства от 25 июля 2019 г, адресных справок от 3, 22 февраля и 26 апреля 2022 г, контракта о прохождении военной службы, послужного списка, справок войсковой части N от 26 января 2022 г. N 430, 741 и 743, заключения военно-врачебной комиссии от 13 января 2022 г. N 26, свидетельств о заключении брака от 23 января 2019 г, о рождении Жетписова, о регистрации по месту жительства Жетписовых, извещения о принятии гражданства от 3 ноября 2021 г. N 3844/2021, выписок из ЕГРП от 16 февраля, 2, 9 марта, 13 сентября 2022 г, заявления Урпешева в Учреждение от 10 августа 2022 г, справки МБОУ СОШ N 2 с. Александров-Гай Саратовской области от 15 августа 2022 г. N 121, справки Александрово-Гайской районной больницы от 28 сентября 2022 г, решений Учреждения от 23 марта 2022 г. N 42, от 28 апреля 2022 г. N 48, от 14 сентября 2022 г. N 127, а также письменными объяснениями Урпешева и Жетписовой от 30 сентября 2022 г.
Удовлетворяя административный иск, гарнизонный военный суд исходил из того, что малолетний Жетписов Д.М, будучи вселенным в жилое помещение в качестве члена семьи истца, постоянно проживает с ним, находится на его иждивении, а потому требования Урпешева о принятии его на жилищный учет заявлены правомерно.
Такое решение суд апелляционной инстанции считает правильным.
Совместное проживание сына супруги истца вместе с Урпешевым, а также материальное содержание последним Жетписова Д.М. стороной административного ответчика не оспаривается. Как указано выше истец, его супруга и ее малолетний сын при совместном проживании ведут общее хозяйство.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, безвозмездное обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем 5 п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 25 и 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи нанимателя в соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Из предусмотренных ст. 51 ЖК РФ оснований признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений, следует, что для решения вопроса о том, кого необходимо относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, надлежит руководствоваться в частности нормами ст. 31 и 69 ЖК РФ.
Частью 1 ст. 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ЖК РФ устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы в части отнесения к членам семьи военнослужащего лишь лиц, указанных в ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приняты быть не могут.
Таким образом, с 20 января 2021 г, т.е. с момента включения в договор найма жилья, несовершеннолетний Жетписов, реализуя предусмотренное ч. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка жить и воспитываться в семье, совместно проживает со своей матерью и Урпешевым и ведут с ним совместное хозяйство, что подтверждается вышеприведенными материалами дела.
По смыслу взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 и ст. 69 ЖК РФ лица, вселенные военнослужащим в качестве членов его семьи в жилое помещение, приобретают права, равные с нанимателем данного жилого помещения.
При этом порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями регламентируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции установлено, что для признания военнослужащих, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания, военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить необходимые документы.
В суде установлено и подтверждено материалами дела, что названные требования административным истцом были выполнены и необходимые документы, установленные п. 1 Инструкции, представлены в уполномоченный орган.
При таких данных решение Учреждения об отказе в принятии сына супруги Жетписова Д.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях обосновано признано судом первой инстанции незаконным.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 11 октября 2022 г, принятое по административному иску Урпешева Марата Александровича к ФГАУ "Росжилкомплекс", оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Тарасова И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.