Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 27 января 2023 г. по делу N 33а-95/2023
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 октября 2022 г, которым удовлетворено административное исковое заявление подполковника запаса Кулиева Магомеда Али Эльдеровича о признании незаконными действий командующего Южным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ЮО ВНГ РФ) и председателя Центральной жилищной комиссии управления ЮО ВНГ РФ, связанных с снятием административного истца и членов его семьи с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командующего и председателя Центральной жилищной комиссии управления ЮО ВНГ РФ подполковника юстиции Князева А.А. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кулиев М.А.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Центральной жилищной комиссии управления ЮО ВНГ РФ от 27 апреля 2022г. (протокол N 2-22), утвержденного командующим этим округом, о снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес" посредством получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС), обязать восстановить его и членов его семьи на указанном учете.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель командующего ЮО ВНГ РФ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что Кулиеву М.А.Э, который является собственником жилого помещения общей площадью 49, 8 кв. м, неоднократно выдавались ГЖС, которые он не реализовывал. В апреле 2022 г. Центральной жилищной комиссии управления ЮО ВНГ РФ стало известно о том, что старший сын административного истца - Э.М, проходящий военную службу на территории Чеченской Республики, с марта 2022 года является собственником жилого помещения в "адрес" общей площадью 66, 9кв.м.
Автор жалобы утверждает, что по состоянию на апрель 2022 г. у семьи Кулиева М.А.Э. имеются в собственности жилые помещения, общая площадь которых составляет 116, 7 кв. м. Исходя из этого на одного члена семьи административного истца приходится 23 кв. м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму, установленную в "адрес" (10кв.м), а потому Кулиев М.А.Э. с членами семьи правомерно снят с жилищного учета.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Согласно пункту "а" ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N153 (в редакции от 18 декабря 2020 г. N 2158) (далее - Правила выпуска и реализации ГЖС) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), имеющие право на получение сертификатов, в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 6 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую ГЖС, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 тех же Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В силу пункта подпункта "ж" п. 44 Правил выпуска и реализации ГЖС гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по установленной форме.
В пунктах 16 и 16.2 Правил выпуска и реализации ГЖС установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен в размере по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину только в случае, если определенный в установленном порядке норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата возможна при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы военнослужащими, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам, за счет средств федерального бюджета, за исключением реализации ими права на жилище путем выдачи ГЖС.
По делу установлено, что Кулиев М.А.Э. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
В период прохождения военной службы в войсковой части N КулиевуМ.А.Э. на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 49, 8 кв.м. При этом с 11марта 2005 г. Килиев М.А.Э. является собственником данного жилого помещения.
Решениями Центральной жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (далее СКРК ВВ МВД России) от 31 мая 2013 г. (протокол N 6-13) и от 20 июля 2013 г. (протокол N 8-13) Кулиев М.А.Э. и 4 члена его семьи приняты на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в "адрес" с правом на получение дополнительной жилой площади, как преподаватель военного института.
Согласно решениям Центральной жилищной комиссии СКРК ВВ МВД России от 28 марта и 28 апреля 2014 г. Кулиеву М.А.Э. отказано в принятии на учет лиц, нуждающихся в постоянном жилье в избранном месте жительства после увольнения с военной службы путем предоставления жилищной субсидии.
Приказами командующего войсками СКРК ВВ МВД России от 16 апреля 2014 г. N 14 л/с Кулиев М.А.Э. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а от 30 апреля 2014 г. N 50 с/ч - исключен из списков личного состава управления регионального командования.
Из решения Центральной жилищной комиссии от 3 февраля 2020 г. (протокол N 1-20) усматривается, что Кулиеву М.А.Э. отказано в предоставлении дополнительной площади жилого помещения, так как он не является преподавателем военной образовательной организации.
Также из материалов дела усматривается, что административному истцу трижды оформлялся ГЖС - 30 мая 2012 г, 23 декабря 2013 г. и 2 марта 2020 г. Однако Кулиев М.А.Э. оставил эти ГЖС без реализации.
Согласно ответу командующего ЮО ВНГ РФ от января 2021 г. КулиевМ.А.Э. будет включен в сводный список для оформления ГЖС в 2022 г. и 14 июля 2021 г. он был включен в сводный список, направленный в Департамент строительства Росгвардии.
Несмотря на то, что в материалах жилищного (учетного) дела КулиеваМ.А.Э. имелись необходимые документы, включая нотариальное обязательство от 13 февраля 2019 г. об освобождении и сдаче находящегося в его собственности вышеназванного жилого помещения в муниципальную собственность, для принятия решения об оформлении ему нового ГЖС заместителем командующего ЮО ВНГ РФ по тылу - начальником тыла 26января 2022 г. Кулиеву М.А.Э. предложено в срок до 15 февраля 2022 г. представить заверенные копии документов, удостоверяющих личность истца и членов его семьи, свидетельство о браке, нотариальное обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную) собственность.
В дальнейшем жилищному органу на основании выписки из ЕГРН от 3апреля 2022 г. стало известно о том, что старший сын истца - Кулиев Э.М. с 25 марта того же года стал собственником жилого помещения по адресу: "адрес" общая площадью 66, 9 кв. м.
Из сообщения врио командира войсковой части N от 6 апреля 2022 г. и послужного списка Кулиева Э.М. следует, что с апреля 2014 г. он проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в н "адрес" и обеспечен по месту службы служебным жильем на состав своей семьи 4 человека.
Решением Центральной жилищной комиссии управления ЮО ВНГ РФ от 27 апреля 2022 г. (протокол N 2-22) Кулиев М.А.Э. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес" посредством получения ГЖС на том основании, что суммарная общая площадь жилых помещений Кулиева М.А.Э. и членов его семьи составляет 116, 7 кв. м. При этом в решении указано, что на каждого члена семьи Кулиев М.А.Э, с учетом членов семьи его сына (всего 8 человек), приходится 14, 58 кв. м, что превышает учетную норму в "адрес" (10 кв. м).
Вопреки доводам жалобы, действующее законодательство предусматривает право на получение военнослужащими, имеющими в собственности жилые помещения, жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы посредством получения социальной выплаты удостоверяемой сертификатом, в связи с чем наличие в собственности военнослужащего жилого помещения само по себе не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в жилом помещении с целью последующего обеспечения ГЖС.
Учитывая, что возможность передачи находящегося в его собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность Кулиевым М.А.Э. не утрачена, им дано обязательство о сдаче вышеназванной квартиры, жилищному органу следовало выяснить наличие основания для обеспечения его сына жильем в качестве члена семьи административного истца, в случае принятия Кулиевым Э.М. решения об обеспечении жилым помещением в составе семьи своего отца.
Также жилищному органу следовало исходить не из наличия или отсутствия нуждаемости Кулиева М.А.Э. и членов его семьи в жилье согласно учетной нормы в г. Москве, а руководствоваться пунктами 16 и 16.2 Правил выпуска и реализации ГЖС.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно признал оспариваемое решение жилищного органа незаконным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 октября 2022 г. по административному исковому заявлению Кулиева Магомеда Али Эльдеровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.