Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Тарусов Р.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 08 февраля 2022 года, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 марта 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 15 июля 2022 года, вынесенное в отношении Тарусов Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 08 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 марта 2022 года и решением судьи Новгородского областного суда от 15 июля 2022 года, министр строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области Тарусов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Тарусов Р.В. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения и неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель Бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N999 (далее Правила).
В силу пункта 10 указанных Правил одним из условий предоставления субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидии. При этом, согласно требованиям названного пункта 10 Правил, соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать, в том числе значения результатов использования субсидии; обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий; указание органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения со стороны субъекта Российской Федерации и представлению отчетности; порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением; обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16, 19 и 19(1) настоящих Правил; ответственность сторон за нарушение условий соглашения.
В целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда" постановлением Правительства Российской Федерации N1710 от 30 декабря 2017 года утверждена государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России" (далее по тексту Государственная программа), структура которой включает в... себя подпрограмму "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным ?жильем граждан России", предусматривающую в свою очередь несколько федеральных проектов, включая федеральный проект "Жилье".
Во исполнение федерального проекта "Жилье" названной выше Государственной программы бюджету Новгородской области из федерального бюджета в 2020 году предоставлена субсидия.
Постановлением Правительства Новгородской области N от 08 июля 2019 года утверждена Государственная программа Новгородской области "Развитие жилищного строительства на территории Новгородской области на 2019-2025 годы", ответственным исполнителем которой является министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области.
Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Новгородской области на стимулирование программ развития жилищного строительства в рамках региональной составляющей федерального проекта "Жилье" предусмотрены в Областном законе Новгородской области N от 26 декабря 2019 года "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".
В целях реализации мероприятий указанной выше Государственной программы между министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области и Правительством Новгородской области заключено соглашение N от 23 декабря 2019 года на предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Новгородской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства в рамках федерального проекта "Жилье" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее Соглашение). Субсидия предоставлена бюджету Новгородской области на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры в целях реализации проектов по развитию территорий - реконструкцию автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от Речной улицы до мостового перехода реки Веряжа Великий Новгород (с устройством бордюров, тротуаров, велодорожек с обеих сторон, ливневой канализации и наружного освещения).
Согласно пункту 2.2 указанного Соглашения, общий размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Новгородской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленного на достижение результатов регионального проекта, в целях ^финансирования которого предоставляется субсидия: уровень софинансирования равный 100%, составляет в 2020 году не более 253398100 рублей, кассовое исполнение составило 241541171, 68 рублей.
В силу пункта 4.3.3 Соглашения министерство обязуется обеспечивать достижение значений результата регионального проекта, установленного в соответствии с приложением N 2 к Соглашению.
Согласно приложению N2 к Соглашению, соглашение устанавливает такое значение результата, как строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) объекта недвижимого имущества в количестве одна единица с датой его достижения до 20 января 2021 года.
В. соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения на министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области возложена функция по исполнению Соглашения (координации исполнения).
Пунктом 6.1.2.3 Соглашения определена необходимость обеспечения достижения целевых показателей по каждому проекту жилищного строительства, включенному в состав регионального проекта, установленных в соответствии с приложением N8 к настоящему Соглашению. В приложении N8 к Соглашению содержится перечень проектов жилищного строительства, реализуемых в рамках регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, где обозначен, в том числе проект комплексного развития территории 147 Псковского жилищного района Великого Новгорода с целевым показателем по вводу жилья в 2020 году 34 тыс. кв.м.
В целях обеспечения строительства объекта между министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области и Администрацией Великого Новгорода заключено соглашение N от 22 января 2020 года о предоставлении из бюджета Новгородской области бюджету городского округа Великий Новгород субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства в объеме, соответствующем полному финансированию бюджета Новгородской области из федерального бюджета по соглашению.
В последующем администрацией в рамках выполнения мероприятий муниципальной программы Великого Новгорода "Развитие жилищного строительства на территории Великого Новгорода на 2017-2023 годы" предоставлены средства указанной федеральной субсидии муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода "Управление капитального строительства" (далее учреждение) в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в общей: сумме 262045600 рублей, из них средства федерльного бюджета 253398100 рублей, средства бюджета Великого Новгорода 8647500 рублей.
Для обеспечения выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги Псковской улицы, на участке от улицы Речная до мостового перехода реки Веряжа в Великом Новгороде, между учреждением и ООО "ТрэкСервис" заключен муниципальный контракт N от 05 марта 2020 года, цена контракта составляет 225254986 руб. 25 коп.
На основании приказа N от 20 апреля 2021 года Управление Федерального казначейства по Новгородской области провело в отношении министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области плановую выездную проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда" за период с 01 января 2020 года по 01 апреля 2021 года.
В ходе проведения данной проверки выявлен ряд нарушений. А именно выявлено, что министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии в сумме 241541171 руб. 68 коп.; не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, в части введения объекта в эксплуатацию в установленный срок; допущено предоставление недостоверной ответственности об использовании субсидии в части срока введения объекта реконструкции в эксплуатацию; допущено несвоевременное представление отчетности об использовании субсидии; не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидии по вводу жилья в 2020 году.
Согласно представленному 22 января 2021 года министерством строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01 января 2021 года, фактический объем ввода жилья по проекту комплексного развития территории 147 Псковского жилого района Великого Новгорода составил 39, 9 тыс. кв.м вместо обозначенных в Соглашении 43 тыс. кв.м.
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Тарусова Р.В, являющегося в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и бюджетного законодательства.
Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 названного Кодекса.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, для чего отсутствуют основания, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене судебного постановления не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 08 февраля 2022 года, решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 24 марта 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 15 июля 2022 года, вынесенное в отношении Тарусов Р.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Тарусов Р.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.