Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 419/2021 по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ефремов К.А. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района, в котором просил признать незаконным и отменить решение администрации сельского поселения Антушевское N 407 от 24 августа 2021 года об отказе в согласовании схемы расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес"; возложить обязанность согласовать в установленном порядке схему расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование административного иска указал, что 24 августа 2021 года письмом администрации сельского поселения Антушевское ему отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с тем, что точки 1 и 3 границ образуемого в результате перераспределения земельного участка находятся на расстоянии менее 5 м от полотна дороги общего пользования, кроме того, в результате образования земельного участка будут нарушены права смежного землепользователя, так как он будет лишен возможности обслуживать принадлежащий ему жилой дом (д. Тарасово, д. 9), а также будет невозможно обеспечить свободный доступ к пруду. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку образование земельного участка ЗУ 1 в результате перераспределения земель прав других лиц не нарушает, а основания отказа, указанные в оспариваемом решении, не соответствуют нормам закона (статьям 11.10, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 19 ноября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 28 декабря 2021 года Ефремову К.А. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 апреля 2022 года решение Белозерского районного суда Вологодской области от 28 декабря 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признано незаконным решение администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района от 24 августа 2021 года N 407 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения, площадью 1724 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного Хозяйства).
Возложено на администрацию сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО8 от 16.08.2021 N 300 о согласовании схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земель.
В остальном административные исковые требования ФИО9 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 октября 2022 года представитель администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района. просит об апелляционного определения, полагая, что оно постановлено с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу Ефремов К.А. просит оставить апелляционное определение без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ефремов К.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1454 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
20 июля 2020 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении Ефремова К.А. Межмуниципальным отделом по Вытегорскому, Вашкинскому, Кирилловскому и Белозерскому районам Управления Росреестра по Вологодской области установлено, что фактическая площадь используемого земельного участка с кадастровым номером N составляет 1702, 23 кв.м, что превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, на 248, 23 кв.м. Фактически Ефремов К.А. использует земельный участок в границах кадастрового квартала N, площадью 248, 23 кв.м, находящийся в государственной неразграниченной собственности без предусмотренных действующим законодательством прав на данный участок.
20 июля 2020 года Ефремову К.А. выдано предписание об устранении имеющихся нарушений земельного законодательства.
16 августа 2021 года Ефремовым К.А. в адрес главы администрации сельского поселения Антушевское направлено заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N с землями кадастрового квартала N, в котором он просил согласовать схему размещения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
24 августа 2021 года администрация сельского поселения Антушевское своим письмом N 407 отказала Ефремову К.А. в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с тем, что точки 1 и 3 границ образуемого в результате перераспределения земельного участка находятся на расстоянии менее 5 м от полотна дороги общего пользования, кроме того в результате образования земельного участка будут нарушены права смежного землепользователя, который будет лишен возможности обслуживать принадлежащий ему жилой дом (д. Тарасово, д. 9), а также будет невозможно обеспечить свободный доступ к пруду.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что точки 1 и 3 границ образуемого в результате перераспределения земельного участка находятся на расстоянии менее 5 м от полотна дороги общего пользования; в результате образования земельного участка будут нарушены права смежного землепользователя; будет невозможно обеспечить свободный доступ к пруду.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района в согласовании схемы расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения, является незаконным, поскольку он является немотивированным, не содержит указание на предусмотренное пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основание, исключающие возможность согласования схемы земельного участка и принят неуполномоченным органом местного самоуправления.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В частности, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что административным ответчиком не представлены суду доказательства невозможности доступа к пожарному водоему в результате формирования испрашиваемого земельного участка, не представлены схемы, ситуационные чертежи, заключения кадастрового инженера и т.д, документы территориального планирования, картографические и иные данные о наличии пожарных водоемов, мест общего пользования на испрашиваемом земельном участке, а также рядом с ним.
Кроме того, порядок перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо в государственной неразграниченной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Белозерского муниципального района определен Распоряжением Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района от 12.09.2019 N 474 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Органом полномочным утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории в границах Белозерского муниципального района является Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района Вологодской области (пункт 1.5 Административного регламента).
Доказательств передачи соответствующих полномочий по рассмотрению заявлений о перераспределении земельных участков и согласовании схем расположения образуемых земельных участков администрацией сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка не может считаться законным, поскольку он принят неуполномоченным органом местного самоуправления, является не мотивированным, а фактические обстоятельства, послужившие основанием для отказа, не доказаны.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 419/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Антушевское Белозерского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 19 апреля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.