Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хабибуллиной Т. З. на решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2022 года по административному делу N 2а - 9119/2021 по административному исковому заявлению Хабибуллиной Т. З. к Службе государственного надзора и экспертизы г. Санкт-Петербурга об оспаривании разрешения на строительство, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Хабибуллина Т.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Службе государственного надзора и экспертизы г. Санкт-Петербурга и просила признать незаконным разрешение на строительство N от 04 февраля 2021 года, продление разрешения на строительство до 31 декабря 2022; обязать административного ответчика признать прекратившим действие и отменить разрешение на строительство N от 04 февраля 2021 года.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: г "адрес". Многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N. При регистрации права собственности на квартиру право долевой собственности на земельный участок зарегистрировано не было, административный истец, как собственник квартиры, обратилась с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на 1201/81597 долю земельного участка по адресу: г. "адрес", с кадастровым номером N Управлением Росреестра по г. Санкт-Петербургу принято решение N от 14 августа 2020 года об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на 1201/81597 долю земельного участка по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, ввиду того, что межевание указанного земельного участка и формирование земельного участка под многоквартирным домом не произведено. В настоящее время право собственности на земельный участок по адресу: г. "адрес", принадлежит ООО "ЗЕНИТ - Строй-Инвест". Из информации, размещенной на сайте административного ответчика, Хабибуллина Т.З. узнала, что административным ответчиком выдано оспариваемое разрешение на строительство на спорном земельном участке многоквартирного дома. Административным ответчиком выдано оспариваемое разрешение на строительство, действие разрешения продлено. Не согласившись с указанными действиями, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.
Решением Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 12 мая 2022 года, Хабибуллиной Т.З. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
На состоявшие по делу судебные акты Хабибуллиной Т.З. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового решения об удовлетворении требований. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Указала, что судами не были учтены обстоятельства того, что при наличии оснований для отказа в продлении разрешения - отсутствие документов предусмотренных п. 2.6.2 Административного регламента, продление разрешения является незаконным. Вывод суда о пропуске срока является ошибочным.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения закона не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 01 июля 2014 года ООО "СеверГрад" было выдано положительное заключение экспертизы проектной документации N 4-1-1-0142-14.
24 июня 2015 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы г. Санкт - Петербурга АО "Группа Прайм" было выдано разрешение на строительство N N для строительства объекта капитального строительства: многоквартирного жилого дома (лот 9) на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: г "адрес", территория предприятия "Озерки", участок 7, сроком до 11 июля 2016 года.
В последствии разрешение на строительство N от 24 июня 2015 года по заявлению ООО "Группа Прайм" продлевалось до 30 марта 2018 года, затем до 31 мая 2020 года.
На основании заявления ООО "Группа Прайм" от 17 января 2020 года, в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство N N продлено до 31 декабря 2022 года.
09 октября 2020 года ООО "ЗЕНИТ-Строй-Инвест" в порядке статьи 201.15-1 Закона о банкротстве обратилось в арбитражный суд с намерением стать приобретателем незавершенных застройщиком объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов (лоты 8.3 и 9), расположенных на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, Шувалово, территория предприятия "Озерки", участок 7 (кадастровый номер N), и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства.
В соответствии с определением Арбитражного суда г. Санкт- Петербурга и Ленинградской области по обособленному спору в деле о банкротстве от 02 ноября 2020 года N N удовлетворено заявление ООО "ЗЕНИТ-Строй-Инвест" о передаче имущественных прав и обязательства застройщика ООО "Группа Прайм" в отношении объектов незавершенного строительства под лотами 8.3 и 9 расположенных на земельном участке по адресу: г. Санкт-Петербург, Шувалово, территория предприятия "Озерки", участок 7 (кадастровый номер N).
28 января 2021 года ООО "ЗЕНИТ-Строй-Инвест" обратилось к административному ответчику с заявлением о внесении изменения в разрешение на строительство в части указания нового застройщика.
В связи со сменой застройщика и на основании заявления ООО "ЗЕНИТ-Строй-Инвест", Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт - Петербурга 04 февраля 2021 года внесены изменения в разрешение на строительство N N2014 от 24 июня 2015 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРН за ООО "ЗЕНИТ-Строй-Инвест" зарегистрировано право собственности на земельный участок с с кадастровым номером N от 15 января 2021 года N N
Сведения об иных правообладателях земельного участка с кадастровым номером N отсутствуют.
Хабибуллина Т.З. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", свое право собственности зарегистрировала 01 августа 2017 года за N N на основании договора купли- продажи от 20 апреля 2016 года N8-2/0-25.
Многоквартирный дом по адресу: г. "адрес", расположен на земельном участке с кадастровым номером N.
Из отказа Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу от 14 августа 2020 года на заявление Хабибуллиной Т.З. о государственной регистрации права общей долевой собственности на 1201/81597 долю земельного участка по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, следует, что земельный участок с кадастровым номером N не может являть общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", т.к. в границах данного земельного участка зарегистрировано право собственности на объект недвижимости за ООО "Группа Прайм". Процесс формирования земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. "адрес" не завершен, его кадастровый учет не произведен, в связи с чем, переход земельного участка с кадастровым номером N в общую долевую собственность невозможен.
Сведений об оспаривании данного отказа Управления Росреестра по г. Санкт - Петербургу от 14 августа 2020 года Хабибуллиной Т.З. суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Службой государственного строительного надзора и экспертизы г.Санкт - Петербурга был соблюден установленный нормативными правовыми актами порядок принятия решения о выдаче оспариваемого разрешения на строительство, а впоследствии о внесении изменений в него в части продления срока и изменения собственника земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства установлен статей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
Согласно частям 21, 21.1, 21.5, 21.10, 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи (часть 21).
Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (часть 21.1).
Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (часть 5).
Лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, обязаны направить уведомление о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" с указанием реквизитов:
1) правоустанавливающих документов на такие земельные участки в случае, указанном в части 21.5 настоящей статьи;
2) решения об образовании земельных участков в случаях, предусмотренных частями 21.6 и 21.7 настоящей статьи, если в соответствии с земельным законодательством решение об образовании земельного участка принимает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
3) градостроительного плана земельного участка, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи;
4) решения о предоставлении права пользования недрами и решения о переоформлении лицензии на право пользования недрами в случае, предусмотренном частью 21.9 настоящей статьи (часть 21.10).
В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1-4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство (часть 21.14).
В соответствии с Положением о Службе государственного надзора и экспертизы г. Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года N1747, Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора при реконструкции или строительстве объектов капитального строительства.
Судами установлено, что на момент продления разрешения на строительство застройщиком ООО "Группа Прайм" осуществлялись работы подготовительного периода. Начало строительных работ подготовительного периода, факт начала строительных работ был установлен в ходе предыдущих продлений указанного разрешения на строительство. Оснований для отказа в продлении разрешения на строительство Службой государственного надзора и экспертизы г. Санкт-Петербурга отсутствовали.
Процедура продления разрешения на строительство не тождественна процедуре выдачи разрешения на строительство, которое осуществляется на основании частей 7 и 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалованных судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в обжалованных решении и апелляционном определении.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 11 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 мая 2022 года по административному делу N 2а - 9119/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Хабибуллиной Т. З. - без удовлетворения.
Решение Выборгского районного суда г. Санкт- Петербурга от 11 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 12 мая 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.