Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шаповала М. Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022 года по административному делу N 2а - 655/2022 по административному исковому заявлению Шаповала М.Ю. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 28.09.2015 по 27.09.2021, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Шаповал М.Ю. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми в период с 28.09.2015 по 27.09.2021, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 4 000 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что с конца сентября 2014 года он отбывает наказание в ФКУ ИК - 25 УФСИН России по Республике Коми. По прибытии был размещен в карантинное отделение, где имелось спальная секция, комната для приема пищи, умывальная на два умывальника, туалет с 1 унитазом, душевая и прогулочный дворик. В карантинном отделении содержалось от 14 до 20 человек, на дневное время спальная секция была закрыта, в связи с чем, приходилось весь день находиться в комнате приема пищи, площадью 36 кв.м, где имелось два больших стола с четырьмя лавками, и лавки для просмотра телевизора, два тумбовых стола для хранения продуктов и посуды, а также один стол письменный, что с учетом количества лиц, содержащихся в карантинном отделении, нарушало норму площади на одного человека. Принимать пищу, совершать религиозные обряды, смотреть телевизор, письменно работать, также приходилось в данном помещении. При этом вентиляция не работала, не мог побыть один, молиться. Из-за отсутствия раздевалки в душевой, приходилось раздеваться также в комнате приема пищи. При этом спальное помещение, а также комната приема пищи была оборудована видеонаблюдением, которое осуществляли сотрудники женского пола. В конце октября 2015 года перевели в отряд N 1, спальное место располагалось в секции N2 площадью 50 кв.м. рассчитано на 32 спальных мест, кровати стояли вплотную друг к другу, из-за чего фактически индивидуальное спальное место отсутствовало. В отряде N1 содержалось около 135 человек. Также имелось четыре спальных помещения, умывальная комната, комната ПВР, туалет, сушилка для обуви и каптёрка, комната для разогрева и приема пищи. Вентиляция отсутствует, много комаров, бывает холодно. Также отсутствовала горячая вода. Помывка осуществлялась один раз в семь дней.
Банно-прачечный комбинат требовал ремонта, напор воды был плохой, освещение слабым, вентиляция отсутствовала. В отрядах отсутствовала сушилка для полотенец и нижнего белья, под нее выделен угол в комнате для сушки обуви, но на этой площади не возможно разместить сушить вещи 130 человек. Нижнее белье, полотенца и носки в прачечную не сдаются. В отряде отсутствовала раздевалка для верхней одежды, а вешалки в спальных помещениях заполненные верхней одеждой мешали проходу в помещение. Комната психологической разгрузки в отряде отсутствует, не было возможности уединится, даже на одну минуту. В комнате приема пищи на площади не более 15 кв.м. на более 130 человек из-за нехватки мест приходится принимать пищу в коридоре и спальных секциях. В умывальной комнате площадью 12 кв.м. имелось 6 умывальников, в туалете площадью 10 кв.м. было 5 туалетных кабинок, но не все находились в рабочем состоянии, также как и не все краны в умывальниках. Из-за переполненности по утрам и вечерам создавались очереди в туалет и умывальнику. В помещениях отряда отсутствует вентиляция, искусственное освещение плохое, естественного не хватает, также присутствует антисанитария, водятся тараканы и мыши, дезинфекция не проводилась. Прием в медсанчасть проходит один раз в неделю на отряд, попасть не успеваешь, качество медобслуживания низкое. Питание скудное и однообразное. С 27.01.2020 переведен в отряд СУОН N9, два помещения открыты только в дневное время с 06.00 до 21.00 комната ПВР и комната разогрева пищи, общая площадь которых составляет около 95 кв.м. в ночное время с 21.00 до 06.00 открыты только спальные помещения площадью около 115 кв.м, в отряде содержится до 75 человек. Мест, столов и стульев не хватает, личного пространства нет, пищу приходится принимать в 4 захода, еда остывает, очереди в туалет и умывальник.
Помещения для хранения вещей в отряде СУОН совмещена с сушилкой и разделено решеткой, очень маленькой площадью, нет обогревательного оборудования, из - за чего вещи долго сохнут, приходят в непригодность. В спальном помещении из - за влажности вещей стоит неприятный запах, кровати в спальном помещении стоят вплотную друг к другу, индивидуального места из - за чего нет. Помещение для помывки приточно - вытяжной вентиляции не имеет, на стенах ржавчина, половина душевых леек не работает, перегородок нет, мыться приходится вплотную с другими. Раздеваться приходится в курилке, так как помещения нет, где ведется видеонаблюдение. Туалет в отряде СУОН не имеет приватности, поскольку двери высотой 1, 5 м, из всех кабинок работает только 4, из-за чего в туалет и умывальнику постоянные очереди, стоит неприятный запах. Также неоднократно помещался в ШИЗО и ПКТ в связи с дисциплинарными взысканиями. Условия содержания в ШИЗО были ужасными нарушающими санитарно-эпидемиологические требования. Все камеры однотипные, койки пристегиваются на день к стене, сидеть можно лишь на железном стуле размером 35*35 см. сама кровать железная, не удобная, матрац проваливается между платинами. Личная одежда изымается, выдается другая, нательное белье также изымается. Спальные принадлежности выдаются плохого качества. Температурный режим в камерах ШИЗО не соблюдается, холодно, грязно, нет ремонта. Вентиляция отсутствует, освещение плохое. Туалет в камерах ШИЗО N 13 и 16 отделен от помещения камеры лишь фанерой стеной шириной 80 см. высотой 130 см, в камерах 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 в туалетах нет дверей, их заменяют лишь фанерные щиты от пола высотой 30 см, высотой около 100-130 см. в течение 2019 и первой половины 2020 все камеры ШИЗО оборудованы были видеонаблюдением, которое ведут сотрудники женского пола в том числе. Из-за отсутствия сливного и водозаборной подушки в чаше "Генуя" распространяется неприятный запах. Горячей воды в ШИЗО нет, холодная вода не пригодна для питья.
Помывка в душе при содержании в ШИЗО осуществляется один раз в семь дней. При содержании в камерах ШИЗО не вручались ответы на обращения. Из-за шума от открывающихся дверей, часто просыпался ночью, не высыпался. Прогулочный дворик имеет маленькие размеры, крыша сильно зарешечена, из-за чего плохой доступ дневного света, нет стока для воды.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022 года, административное исковое заявление Шаповал М.Ю. к ФКУ ИК - 25 УФСИН России по РК, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с 28.09.2015 про 27.09.2021, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Шаповал М.Ю. в исправительном учреждении. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Шаповала М.Ю. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 165 000 рублей (сто шестьдесят пять тысяч) рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2022 года, административный истец просит об отмене судебных актов, и вынесении нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Выражает несогласие с размером присужденной ему компенсации за нарушение условий содержания, полагает, что размер компенсации необоснованно снижен и не отвечает степени имеющихся нарушений и их продолжительности
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Нормы материально - бытового обеспечения осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Действующей в спорный период Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 30-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, были предусмотрены требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, предусматривал в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускалось предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.
Согласно СП308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях) во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года N 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, а также Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, Правила ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Согласно приложению N 1 к данному приказу, осужденным мужчинам, отбывающим наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, в числе прочего, положена выдача нательного белья в количестве 2 комплектов, сроком носки 3 года. Предусмотренные приложением N 1 предметы одежды при наличии возможности могут дополнительно отпускаться в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах и комнатах длительного свидания.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Судами первой и второй инстанции установлено, что административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, куда прибыл 28.09.2015, содержался в карантинном отделении по октябрь 2015, затем переведен в отряд N1, где содержался по 17.01.2020, затем - в отряде N 9 с 17.01.2019, где по настоящее время. Также неоднократно административный истец содержался в камерах ШИЗО.
В карантинном отделении, площадь спального помещения составляет 25, 6 кв.м, комната дневного пребывания - 20 кв.м, где в период содержания административного истца проживало от 2 до 9 человек. Таким образом, норма площади на одного человека, соблюдалась.
Отряд N1 находится на 2 этаже общежития N3, площадь спальных помещений составляет всего 195, 6 кв.м. (72, 6 кв.м, 69, 6 кв.м, 53, 4 кв.м.); комната воспитательной работы - 51, 9 кв.м, также в пользовании осужденных отряда находятся иные помещения.
За период содержания административного истца в период с конца октября 2015 по 17.01.2020 в отряде N1 содержалось от 57 до 122 человек, следовательно, с учетом площади спальных помещений и комнаты воспитательной работы, норма площади на одного осужденного, предусмотренная ст. 99 УИК РФ, соблюдалась.
С 01.02.2019 по настоящее время административный истец содержится в отряде N 9 СУОН, который размещается на 2 этаже здания "Столовая и ПТУ", площадь спальных помещений которого составляет 188, 03 кв.м. (45, 4 кв.м, 47кв.м, 46, 8 кв.м, 48 кв.м), комната воспитательной работы - 43, 4 кв.м, при этом в указанном отряде содержалось одновременно с истцом от 58 до 78 человек.
Отопление и горячее водоснабжение зданий ФКУ ИК-25 осуществляется от собственной котельной. Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО "Сыктывкарский Водоканал", который подает эту воду и в город Сыктывкар, и микрорайон Верхний Чов для населения.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической - бактериологической лабораториями ОАО "Сыктывкарский водоканал" вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода... " и ГН 2.1.5.1315-03 "ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно - бытового водопользования". Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели. Результаты анализов соответствует всем требованиям.
В отрядах, где проживают осужденные, воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено, что соответствует требованиям СП308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)", согласно которым во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные вытяжные каналы.
Также ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения, что подтверждается представленными суду договорами. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.
Все спальные помещения отрядов обеспечены одноместными кроватями двухъярусными металлическими (на два спальных места, с прикроватными тумбами (1 на двоих), табуретами в полном объеме. Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.
Также установлено, что в ФКУ ИК-25 проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста России от 28.09.2001 года N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы".
Туалеты организованы в виде запираемых кабинок, в которых установлены унитазы и чаши Генуя. В умывальной комнате установлены умывальники и раковины для мытья ног.
Для помывки и стирки белья в учреждении имеется баня - прачечная, площадью 68, 9 кв.м, в которой установлено 8 душевых леек и 5 смесителей для набора воды в тазы. Помывка осуществляется 2 раза в неделю группами до 20 осужденных в соответствии с графиком, утвержденным начальников учреждения. Стирка вещей осужденных производится согласно графика, утвержденного начальником учреждения, после стирки вещи сушатся, гладятся и выдаются обратно.
Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения Бани-прачечной осуществляется от собственной котельной. В 2017 году произведен капитальный ремонт здания "Баня-прачечная", а именно произведены работы по усилению и восстановлению фундаментов и наружных стен и внутренних перегородок, отремонтировано покрытие кровли, внутренние сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и вентиляции помещений N10, N11, N12, N13 (тамбур, раздевалка, душевая, санузел) заменены, и проведены отделочные работы.
Общежитие для проживания осужденных, на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия "Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами. При этом проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказа Минюста РФ от 28.09.2001 N 276, так в отряде N 2 в 2017 году произведен ремонт помещений: жилой комнаты и помещения приема и разогрева пищи, в 2018 году произведен ремонт жилой комнаты; в отряде N 4 в 2017 году начаты и 2018 году закончены отделочные работы в помещениях: коридор, 3-х жилых комнат, бытовой комнаты, комнаты воспитательной работы, комнаты приема и разогрева пищи; в 2019 году капитально отремонтированы кровля вещевой кладовой, штаба жилой зоны, здания "Школа, ПТУ", отремонтированы внутренние инженерные сети и кабинеты медицинской части, произведен капитальный ремонт двух камер ШИЗО ПКТ, отремонтированы три жилые секции в общежитии N3, помещения столовой жилой зоны, произведена полная замена вентиляции в цехах столовой. В 2020 - 2021 году ведутся работы направленные на улучшение материально-технической базы учреждения продолжаются, проводятся капитальные и текущие ремонты объектов учреждения, произведена замена технологического оборудования столовой, а именно установлен новый жарочный шкаф, электросковорода, холодильное оборудование, поступило и подготовлено к монтажу оборудование по производству хлеба, продолжена работа по взаимодействию с аппаратом УФСИН России по Республике Коми в части включения объектов ФКУ ИК-25 в план текущих и капитальных ремонтов УФСИН, приобретения оборудования продовольственной службы, мебели и инвентаря.
Также установлено, что в здании ШИЗО и ПКТ обеспечено централизованное электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, система вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной, контроль температурного режима в камерах осуществляется ежедневно дежурным и заносится в Журнал учета температурного режима, а также контролируется медицинской службой и заносится в журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ежедневно.
В здании ШИЗО и ПКТ для помывки осужденных содержащихся ШИЗО и ПКТ имеются помещения раздевалки и помывочной.
Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.
В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России, в июне 2018 года произведена установка вентилятора, в коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.
Камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
В камерах ШИЗО ведется контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом N68 "Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО и ПКТ", согласно которого температура в камерах соответствовала требованиям с учетом времени года, в теплое время года - в пределах от 18 до 27 градусов, в холодное время года - от 17 до 23 градусов.
Полы в камерах ШИЗО выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень верха лаг, заполнено цементным раствором, Питание осуждённых в ФКУ ИК-25 организовано, согласно с нормами питания постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально - бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" и приказа Минюста Российской Федераций от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими применяемых при организации осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время". Приём пищи производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения. При этом, пища готовится отдельно три раза в сутки по утверждённым раскладкам. Ежедневно медицинский работник и оперативный дежурный учреждения осуществляют контроль за качеством пищи, с соответствующей записью в журнале.
Удовлетворяя в части требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания Шаповала М.Ю. не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, а именно: нарушены установленные нормы питания в 2014 году, требования санитарно - эпидемиологических правил, периодичности помывки осужденных осуществляемой один раз в 7 дней, несоответствие искусственной освещенности установленным требованиям, отсутствие горячей воды в жилых помещениях исправительного учреждения и камерах ШИЗО/ПКТ до 2021 году, что повлекло нарушение его прав и является основанием для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Установив данные нарушения, суд первой инстанции определилк взысканию в пользу административного истца компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в сумме 165000 рублей.
Такие выводы основаны на правильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы оснований считать определенный судом размер компенсации несправедливым, несоразмерно малым, произвольным не имеется.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022 года по административному делу N 2а - 655/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Шаповала М. Ю. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 2 июня 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.