Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голуба А. А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному делу N 2а - 557/2022 по административному исковому заявлению Голуб А. А. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав заключение прокурора Малышева Я.В. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения судебная коллегия
установила:
Голуб А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, оспаривая условия содержания в ПКТ в период времени 22 апреля 2021 года по 01 июля 2021 года, указывая на необеспечение площадью в камере N 6, нарушение микроклимата, приватности, требований к вентиляции и освещенности в камерах N 6 и N 2, настаивал на взыскании компенсации за нарушение указанных условий содержания в размере 300000 рублей.
Дополнив требования, указал также о том, что столы и стулья в камерах ПКТ в нарушение требований прикреплены не в полу, а к конструкциям откидных металлических кроватей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2022 года административный истец просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, решения приняты в нарушение норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Голуб А.А. с 13 марта 2018 года по настоящее время отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
За систематическое нарушение условий отбывания наказания был водворен в ПКТ сроком на 4 месяца с 22 апреля 2021 года. В указанный период до 10 июня 2021 года содержался в камере N 6, в последующий период в камере N 2 ПКТ.
Камеры ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы в соответствии Приложением N2 Приказа ФСИН России N 512 от 27 июля 2006 года, а именно откидная металлическая кровать с деревянным покрытием на 1 человека, которая на дневное время пристегивается к стене преобразовываясь в места для сидения, стол для приема пищи, умывальник (рукомойник) 1 штука на одну камеру, тумбочки (1 на двоих) - по количеству осужденных, содержащихся в ПКТ, бак для питьевой воды объемом 40 л. установлен на табурет высотой около 20 см.
Данный перечень соответствует утверждённой номенклатуре норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы.
Согласно техническому паспорту, санузлы в ПКТ расположены слева от входа в помещения, отгорожены стеной от жилой части камеры и оборудованы защитными экранами высотой 1, 2 - 1, 5 м.
В камерах ШИЗО/ПКТ искусственное дневное освещение организовано осветительными приборами (двумя прожекторами с антивандальным корпусом и бронированным остеклением общей суммарной мощностью 80 Вт). Время включения дневного освещения в камерах ШИЗО/ПКТ 05:00 и выключения в 21:00. Ночное освещение организовано осветительным прибором (прожектором с антивандальным корпусом и бронированным остеклением мощностью 30 Вт), ночное освещение включается в 21:00 и выключается в 05:00.
В материалах проверок ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (акты N 50 от 24 июля 2020 года, N 71 от 30 августа 2021 года), параметры микроклимата в камерах соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Нарушений требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" не установлено. В камерах ШИЗО/ПКТ проведён косметический ремонт. Напольное покрытие представлено деревянными досками, покрытыми краской, стены оштукатурены и покрыты краской, потолок побелен.
Вентиляция помещений корпуса ШИЗО-ПКТ осуществляется через форточки (естественная) и вентиляционные каналы (механическая вытяжная). Проверка эффективности работы вентиляционной системы в здании ШИЗО - ПКТ учреждением проведена 24 апреля 2020 года. Вентиляционная система находится в рабочем состоянии. Камеры оборудованы умывальником, санитарным узлом, оснащенным перегородкой, что позволяет посещать его в условиях приватности. Санитарно- техническое оборудование исправно. Следов пребывания насекомых и грызунов не установлено. Санитарное состояние камер удовлетворительное. Уборочный инвентарь промаркирован, его хранение упорядочено.
Форточки ПКТ имеют исправный механизм открывания, открываются на 15-20 см, что является достаточным для проветривания помещения. На летний период времени на окна устанавливается москитная сетка, защищающая от насекомых.
По данным технической инвентаризации (поэтажный план ШИЗО/ПКТ) площадь камеры N 6 ПКТ составляет 8, 3 кв.м, камеры N 2 - 10.8 кв.м.
Как следует из материалов дела, с 22 апреля 2021 года по 10 июня 2021 года административный истец содержался в камере N 6 совместно с 1 осужденным, количество лиц, содержащихся в камере N 2 с 10 июня 2021 года по 01 июля 2021 не превышало 3 человек, виду чего, нормы санитарной площади в 2 кв.м, на одного человека при содержании истца в ПКТ в оспариваемый период нарушены не были.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что административным ответчиком не было допущено нарушений норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и из отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца в рассматриваемом деле.
Судебная коллегия соглашается с выводами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с требованиями статьи 10 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 82 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённые Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 99 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно - исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно приложению А "Перечень оборудования отдельных объектов и помещений зданий ИУ, ЛИУ, ЛПУ" СП 308.1325800.2017 в камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора.
В силу пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017 оборудование, оснащение мебелью и инвентарем помещений ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, блока одиночных камер, режимного корпуса ЕПКТ, помещений производственных мастерских, размещаемых при ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камерах с ШИЗО, ШИЗО, режимных корпусах ЕПКТ, следует предусматривать согласно приложению "А" и требованиям ведомственных нормативных актов, регламентирующих оснащение соответствующих объектов ФСИН.
Ведомственным правовым актом, регламентирующим оборудование, оснащение мебелью и инвентарем соответствующих объектов ФСИН, является вышеуказанный приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 27 июля 2006 года N 512, в связи с чем, положения СП 308.1325800.2017 подлежат применению с учётом требований названного приказа.
Доводы кассационной жалобы административного истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года по административному делу N 2а - 557/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Голуба А. А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 мая 2022 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 10 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.