Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Шубина Н. Н.ча на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2022 года по административному делу N2а-438/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу к Шубину Н.Н. о взыскании страховых взносов и пени, недоимки по транспортному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу обратилась в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Шубину Н.Н. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в сумме 156 руб. 29 коп, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 40 руб. 59 коп.
В этом же административном иске налоговый орган просил суд взыскать с Шубина Н.Н. недоимку по транспортному налогу за 2019 год 6 800 руб. и пени за несвоевременную уплату указанного вида налога 61 руб. 65 коп.
В обоснование административного иска указано, что Шубин Н.Н. состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу. В 2019 году Шубин Н.Н. являлся владельцем транспортных средств, а также имел статус адвоката, однако не исполнил предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации и направленным в его адрес уведомлением обязанность уплаты транспортного налога, самостоятельного исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в связи с чем, в адрес Шубина Н.Н. направлено требование об уплате соответствующих обязательных платежей и пени, которое на момент обращения налогового органа в суд с данным иском ответчиком не исполнено.
Решением Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2022 года, требования Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу удовлетворены - с Шубина Н.Н. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 руб, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 156 руб. 29 коп.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере 8 426 руб, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 40 руб. 59 коп. С Шубина Н.Н. также взыскана недоимка по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 800 руб. и пени в размере 61 руб. 65 коп, в бюджет Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 1 638 руб..
В кассационной жалобе Шубина Н.Н. на решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2022 года, поданной 19 ноября 2022 года, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2022 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судами и не опровергается доводами кассационной жалобы, Шубин Н.Н. является владельцем автомобиля Ford Transit 330. государственный регистрационный знак М 240 АР 178, а также автомобиля Renault Logan (SR), государственный регистрационный знак Н 902 АУ 178.
Шубин Н.Н. с 19 декабря 2013 года имеет статус адвоката; номер в реестре адвокатов города Москвы - 77/11642.
22 сентября 2020 года Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Санкт-Петербургу Шубину Н.Н. направлено налоговое уведомление N 65996285 от 01 сентября 2020 года об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 6 800 руб..
Сведений об уплате налога в налоговую инспекцию не поступило, в связи с чем, налоговой инспекцией в адрес Шубина Н.Н. направлено требование N 1749 от 04 февраля 2021 года об уплате транспортного налога в размере 6 800 руб, пени 61 руб. 65 коп. за неуплату транспортного налога, начисленного по состоянию на 04 февраля 2021 года, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб, пени за просрочку уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 156 руб. 29 коп. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб, пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 40 руб. 59 коп; в требовании установлен срок уплаты налога, страховых взносов и пени до 30 марта 2021 года.
Указанное требование налогоплательщиком не исполнено.
Определением мирового судьи судебного участка N 111 Санкт- Петербурга, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 112 Санкт-Петербурга, от 27 июля 2021 года отменен судебный приказ, выданный 30 июня 2021 года по заявлению налоговой инспекции о взыскании с Шубина Н.Н, задолженности по транспортному налогу и пени, страховых взносов и пени.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции с учетом того обстоятельства, что доказательств своевременной уплаты налога, задолженности по страховым взносам и пени налогоплательщиком не представлено, применил к спорным правоотношениям положения глав 28, 34, статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом административного иска.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда с указанным выдом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы материального права применены судами правильно.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, мотоциклы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты признаются плательщиками страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей применительно к рассматриваемым правоотношениям, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено названной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено этой же статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная этой же статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В данном случае суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу, что административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу; факт владения на праве собственности автомобилями за указанный в административном иске налоговый период со стороны Шубина Н.Н. не оспаривается; доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по транспортному налогу за 2019 год административный ответчик в ходе судебного разбирательства в суд первой и в суд апелляционной инстанции не представил.
Кроме того, следует признать правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку наличие у физического лица статуса адвоката влечет за собой обязанность самостоятельно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы, постольку у налоговой инспекции имелись основания для направления Шубину Н.Н. требования об уплате страховых взносов и пени.
Доводам Шубина Н.Н. о применении срока давности при вынесении решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции в постановленном апелляционном определении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае определением мирового судьи судебного участка N 111 Санкт-Петербурга, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 112 Санкт-Петербурга, от 27 июля 2021 года в связи с поступившими от Шубина Н.Н. возражениями относительно исполнения судебного приказа отменен судебный приказ, выданный 30 июня 2021 года по заявлению налоговой инспекции о взыскании с Шубина Н.Н, задолженности по транспортному налогу и пени, страховых взносов и пени.
Заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Санкт- Петербургу о взыскании с Шубина Н.Н. недоимки по налогам, взносам и пени поступило в Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга 26 января 2022 года, то есть в течение шестимесячного срока после получения копии определения мирового судьи об отмене судебного приказа.
Довод кассационной жалобы о применении к рассматриваемым правоотношениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П и Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку Шубин Н.Н. является военным пенсионером и в связи с этим не обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, также аналогичен позиции административного ответчика в суде апелляционной инстанции, и не может быть признан состоятельным.
Нормы действующего в рассматриваемый налоговый период законодательства не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П указал, что федеральному законодателю надлежит - из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившим в силу с 10 января 2021 года (далее - Федеральный закон N 502-ФЗ), в статью 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения, исключившие из числа страхователей адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения.
Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10 января 2021 года.
В данном административном деле предметом рассмотрения является взыскание с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений у налогового органа имелись законные основания выставлять требование об уплате страховых взносов, а у Шубина Н.Н. имелась обязанность оплачивать страховые взносы, оснований для отказа в удовлетворении административного иска не имеется.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шубина Н. Н.ча - без удовлетворения.
Решение Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 сентября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.