Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 04 августа 2022 года по административному делу N 2а-2236/2022 по административному исковому заявлению Выборгской городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенной крута лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации, об обязании совершил действия по постановке на учет недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения прокурора Малышева Я.В, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обосновании, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования "Первомайское сельское поселение" (деле администрация) требований действующей законодательства в сфере управления и распоряжения государственным муниципальным имуществом, установлено, что на территории сельского поселения имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения протяженностью 260п.м. по пер. Звонкий, которая включена перечень имущества администрации, но не поставлена на кадастровый учет сведений о государственной регистрации прав собственности в ЕГРЬ отсутствуют. Указанное приводит к тому, что содержание автодорог не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов и
приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения. В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в неиспользовании комплекса действий, направленных на постановку на кадастровый учет автомобильной дороги общего пользования местного значения, протяженностью 260 п.м, по пер. Звонкий, расположенной в "адрес", обязав администрацию совершить все необходимые действия для постановки на кадастровый учет, с последующей регистрацией права собственности на недвижимое имущество в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 21.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Выборгский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области (л.д. 40).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07.04.2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 04.08.2022 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме (л.д. 56-64).
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в су. с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законны интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 данного закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 года N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Частью 7 ст. 1 ФЗ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости которые подтверждают существование такого объекта недвижимости характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивиду альт определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о(объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что постановлением администрации от 18.01.2022 N 1 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местной значения муниципального образования "Первомайское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области (л.д. 15 об, 16-17).
В соответствии с указанным перечнем, а также в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности автомобильных дорог, находящихся на территории МО "Первомайское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области, в границах населенного пу нкт; п. Первомайское расположена автомобильная дорога общего пользование протяженностью 260 п.м по пер. Звонкий под реестровым номером 3-730! (п.35 Перечня).
По сведениям администрации дорога общего пользования местной значения протяженностью 260 п.м по пер. Звонкий в пос. Первомайское не поставлена на кадастровый учет, что сторонами не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, создает препятствие в осуществлении государственного контроля за техническим состоянием дорог, за безопасностью дорожного движения и применения мер ответственности в случае выявления несоответствия состояния дорог установленным правилам и стандартам, а также влечет нарушение прав и законных интересов жителей данных улиц я других граждан.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда с согласилась с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований, заявленных к администрации МО "Первомайское сельское поселение", поскольку данный вывод основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод жалобы о том, что спорная автомобильная дорога имеет грунтовое покрытие, что в силу Гражданского кодекса РФ не может являться самостоятельным объектом недвижимости, в связи с чем, регистрации не подлежат, судебная коллегия полагает не состоятельной, основанной на неверном толковании норм права.
На основании пункта 1 статьи 131 настоящего Кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 3 Федерального закона от N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона закреплено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, к которым согласно пункту 4 также отнесены: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид), описание местоположения объекта недвижимости.
В пункте 2 статьи 14 указанного Федерального закона установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные благ;
Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым веща (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участка участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначена невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Соответственно, право собственности, в том числе прав собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана имени как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована качестве объекта недвижимости.
В материалах дела представлен технический паспорт автомобильной дороги п. Первомайский, пер. Звонкий от ул. Ленина - в тупик протяженностью 260м, и включает технические, экономические характеристики дороги, протяженность покрытий, наличие подъездов дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги, что позволяет определить спорную дорогу в качестве индивидуально определенной вещи и отнести дорогу к объектам недвижимости.
При этом, действующее законодательство не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении грунтовых дорог.
Указание в жалобе на то, что Управление Росреестра по Ленинградской области отказывает в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности грунтовых дорог, основанием для отмены решения суда не является.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 04 августа 2022 года по административному исковому заявлению Выборгской городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенной крута лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации, об обязании совершил действия по постановке на учет недвижимого имущества - автомобильной дороги общего пользования местного значения, оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 04 августа 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.