УИД: 35MS0029-01-2022-002243-52
N 88-3629/2023
N2-1310/2022
город Санкт-Петербург 1 февраля 2023 года
Третий кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Нестеровой А.А, рассмотрев кассационную жалобу Михно Г.А. на решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку N29 от 16 мая 2022 года и апелляционное определение Вологодского районного суда от 14 сентября 2022 года по гражданскому делу по иску ООО "АкваЛайн" к Михно Г.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (далее - ООО "АкваЛайн") обратилось в суд с иском к Михно Г.А. о взыскании задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, ссылаясь на то, что истец оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность по оплате за услугу в размере 5393 руб. 94 коп, пени в размере 85 руб. 17 коп, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.
Решением мирового судьи Вологодской области по судебному участку N29 от 16 мая 2022 года постановлено:
"Взыскать с Михно Г.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5393 руб. 94 коп, пени в размере 85 руб. 17 коп, а также государственную пошлину в порядке возврата в размере 400 руб. 00 коп, а всего 5879 (пять тысяч восемьсот семьдесят девять) руб. 11 коп."
Апелляционным определением Вологодского районного суда от 14 сентября 2022 года решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку N29 от 16 мая 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Михно Г.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Михно Г.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Михно Г.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плату за оказанную услугу по обращению с ТКО не вносит, что не оспаривается ответчиком.
Установлено, что ближайшая контейнерная площадка к дому 13 по "адрес" расположена возле "адрес" на расстоянии 272 м. вблизи нежилого здания Nа, "адрес". Из ответа Администрации сельского поселения Сосновское от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что на "адрес" нет места для оборудования контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 153, 154, 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, статьями 210, 438 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016, Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на основании оценки представленных сторонами спора доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчиком обязательства по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнялись, образовавшаяся задолженность до настоящего времени в полном объеме не погашена, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и взыскании задолженности с ответчика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, ООО "АкваЛайн" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории восточной зоны Вологодской области и осуществляет свою деятельность с 1 января 2019 года.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора в размещены на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в печатном издании - областной газете "Красный Север" (N 144 от 22.12.2018).
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о заключении между сторонами договора оказания услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора и возникновении у ответчика обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, в связи с чем постановилобоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе об отсутствии фактически оказываемых истцом услуг в связи с отдаленностью расположения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов от дома ответчика несостоятельны, поскольку несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что оператор не оказывает услугу по обращению в твердыми коммунальными отходами, не осуществляет вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома ответчиков. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов. Ответчиком не представлено доказательств по самостоятельному уничтожению отходов или заключению договора с иной специализированной организацией.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными не имеется.
Мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанций пришли к данным выводам, подробно изложены в судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы оценивались судами первой и апелляционной инстанций, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Третий кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи Вологодской области по судебному участку N29 от 16 мая 2022 года и апелляционное определение Вологодского районного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.